Старая Слобода
Казанская церковь
Село Старая Слобода стало великокняжеской летней резиденцией еще в период существования Переяславского Залесского княжества и помнит очень именитых гостей. Усадьба в селе носила название Александрова Слобода. Здесь можно было увидеть не только просторный деревянный терем, но церковь, конюшню, каретник, другие немаловажные постройки.
Причина, по которой это село оказалось в центре внимания князей, ? расположение. Старая Слобода находится на пересечении дорог в Москву, Владимир, Суздаль, Переяславль Залесский. В здешних местах гостил даже сам Александр Невский.
Здание церкви и княжеской усадьбы датируется второй половиной 12 века. Историки предполагают, что первую церковь освятили именем Николая Чудотворца.
А вот в 1513 году великокняжеской резиденцией стала Новая Александрова Слобода (ныне там можно посетить Александровский Успенский женский монастырь). Старое село потеряло свою главную функцию.
Но в 1689 году Старая Слобода снова обратила на себя внимание высокопоставленных особ. Молодой царь Петр I устраивал здесь маневры, командуя самыми известными русскими полками того времени ? Преображенским и Семеновским. Позже монарх не забыл село и решил построить в Старой Слободе новую церковь, уже из кирпича. Двери храма открылись для прихожан 4 мая 1698 года. Строителем был назначен духовник Петра I и Протопресвитер Московского Благовещенского собора ? Феофан Феофилактович.
Остановимся подробнее на построенной церкви. Она великолепный образчик культовой архитектуры своего времени. Поражает точность и изящество сводов, хорошо сохранился декор. Можно отследить изменения в постройке на протяжении столетий. Остались частично фрески и другие примеры живописи семнадцатого века. Заметны детали различных реконструкций: например, девятнадцатого века, которая добавила постройке ампирного стиля (колокольня и скаты крыши).
Престол в церкви посвящен Казанской иконе Божией Матери. Северный придел носит имя Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи, в память о первой деревянной церкви в Старой Слободе. Южный придел ? святого Николая Чудотворца (престол появился в 1865 году, в трапезной).
В 60 х годах восемнадцатого века храм посетила сама Екатерина II, великая русская императрица. Примерно через 100 лет пришла в негодность колокольня, и Московский Благовещенский собор при Кремле пожертвовал средства на ее улучшение ? с 1865 года колокольня стала трехъярусной. Кровлю церкви переделали на четырехскатную.
Церковь в Старой Слободе ? классический образец сельского храма 17 века: колокольня, четверик, алтарь трехчастный, трапезная, придел на северной стороне церкви.
Четверик изначально был квадратный (8,5 метров по внутренней стороне) с двухскатной крышей. Потолок сводчатый: в четверике и трапезной свод сомкнутый, в апсидах и северном приделе свод цилиндрический. Войти в храм можно с трех сторон: северный и южный вход, на западе вход в трапезную.
Декор традиционный для культовых построек тех лет, кирпичный. Можно заметить поребрики, валики, полуколонки, одиночные и двойные, разорванный фронтон, карниз с кокошниками и сухариками. На главах аркатурные пояски.
Интересно зайти внутрь храма и рассмотреть внутреннее убранство, попробовать подняться по хорошо сохранившейся лестнице. Она ведет на звон, войти можно через трапезную или снаружи. Ширина лестницы примерно 60 сантиметров.
Стиль постройки храма можно охарактеризовать как московское барокко 17 века. Он очень сильно пострадал после революции, несколько раз перестраивался, но удалось сохранить важные детали стиля и декора той эпохи.
Сводчатые потолки и общая объемно-пространственная композиция остались прежними. На стенах можно заметить частично сохранившуюся масляную живопись, датируемую концом 19 века. Иконостас тоже дожил до наших дней, пусть и не в первозданном виде.
Колокольня перестраивалась в середине 19 века и теперь представляет собой трехъярусное сооружение с чертами ампирного стиля. Кровля четверика тоже с того времени стала не двухскатной, а четырех. По сравнению с многими постройками той эпохи, храм в Старой Слободе хорошо сохранился и интересен не только с религиозной, но и архитектурной точки зрения.