Лукианова пустынь
Церковь Богоявления в Лукьянцево
История основания монастыря отсылает нас к 1594 году, тогда в местности, именуемой «Псковитиново Раменье» в деревне Игнатьево по прошению иерея Григория возвели деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Согласно преданию, чудесным образом главная храмовая икона сельской церкви трижды покидала её пределы и обнаруживалась в одном и том же укромном месте в лесу.
Об этом знамении отец Григорий рассказал патриарху Иову и просил позволить перенести постройку в указанное иконой расположение. Так, с благословения патриарха и появился храм в местах будущей монашеской обители.
Позже литовцы и поляки разорили церковь, с 1611 по 1640 годы она стояла пустою, пока не явился сюда на поселение отшельник Илларион – будущий преподобный Лукиан. Прослышав о благочестии инока, к нему потянулись искатели духовного руководства - возникла обитель, позже названная в честь того, кто внёс наибольший вклад в её благоустройство и процветание.
Святыни монастыря
Датированная XVI веком Икона Рождества Пресвятой Богородицы, трижды явленная и обретённая дивным образом, вкупе с мощами св. Лукиана – таковы были главные святыни обители. Поклониться им отовсюду шли паломники, для размещения которых монахи оборудовали гостиницу. Кирпичный и изразцовый заводы также содержались при монастыре. Действовала церковно-приходская школа.
Церкви монастыря
- Церковь во имя Богоявления Господня.
- Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
- Больничная церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины.
Церковь Богоявления Господня
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Больничная церковь Святой Великомученицы Екатерины
Преподобный Лукиан и его житьё
Преподобный Лукиан
Родители будущего преподобного Лукиана, в благочестии проживавшие в городе Галиче Димитрий и Варвара долго оставались бесплодными и в мольбах дали обет Господу: если благословит их наследником и продолжателем рода, примут они иноческий постриг, а младенца воспитают и оставят в миру, чтобы вёл праведную жизнь да молился за них.
Благословил Бог супругов, даровал им сына долгожданного, названного Илларионом при крещении. По достижении мальчиком восьми лет Дмитрий и Варвара собрались исполнить обещанное и стали готовиться к удалению в обитель.
Узнав об отческом намерении, Илларион принялся упрашивать родителей не оставлять его сиротой, а взять с собой в иночество, чтобы и он мог вести праведную жизнь, вместе с родными молиться Богу о спасении.
Просьба ребёнка тронула отцовское сердце, возблагодарил Дмитрий Господа за то, что сын его оказался не только продолжателем рода, но и духовным наследником и сподвижником.
В назначенный час взял Дмитрий из вещей самое необходимое да икону Божьей матери, которую постоянно держал при себе, помолился перед святым ликом и со слезами навсегда простился с женой своей. На расставание сбежались соседи, с печалью взиравшие, как некогда благополучное семейство по собственной воле обрекало свой дом на запустение. Стоял всеобщий плач – безутешно голосила мать, рыдали сын и отец пред вечной разлукой. Одним лишь упованием на Бога и промысел его поддерживалось семейство в столь нелёгком намерении.
Местом их уединения стал пустынный Брынский бор, в коем установили они крест и построили хижину. Пропитание новоявленные иноки стали добывать трудами своими, от деревьев расчищая и перекапывая землю.
Вскорости отец принял пострижение от некоего пресвитера, сменил данное в миру имя и стал зваться Дионисием. Железные вериги на теле да власяница, пост и непрестанная молитва стали неизменными атрибутами его дальнейшей жизни. Со временем молва об иноке распространилась по округе и привела единомышленников,- так собралась небольшая обитель из 12 братьев.
Дионисий сам учил сына грамоте и Священному Писанию, собственным примером преподавал умеренность и подвижничество иноческой жизни, в коей не гнушался трудом обслуживать братию – колол дрова, носил воду, готовил на всех пищу до самого последнего часа. Братья-иноки закончили устройство обители уже после смерти Дионисия, тогда же возвели в ней церковь Живоначальной Троицы.
Матушка Иллариона, расставшись с мужем и сыном, раздала все имущество нищим и ушла в женскую обитель, где приняла постриг и праведно трудилась до самой своей кончины, так и не увидев больше ни одного, ни другого.
Осиротев ещё в юношеском возрасте, Илларион стал искать себе опытного наставника подальше от родных мест, чтобы окружение ему не препятствовало, и отправился на реку Мологу, за сорок вёрст от Углича в обитель св. отца Афанасия и Кирилла Александрийских. Там он принял благословение игумена и провёл в полном послушании три года.
Однако, в силу своего высокого жития, Илларион не получил поддержки от братии и перебрался в обитель Покрова Богоматери, устроенную преподобным Паисием на Волге близ Углича. И в новой обители инок не пробыл дольше одного года – столь высокий его образ жизни одобряли далеко не все местные братья.
Наконец, промысел Божий привёл искателя в Александровскую слободу в пределах Переславля-Залесского. Однажды беседовал Илларион с жителем этих мест Симеоном, благочестивым крестьянином и поселянином Марко, задаваясь вопросом, где отыскать пустынное и безлюдное место для исполнения обета молчания.
Так узнал он про пустынь и оставленный после литовского разграбления храм близ Александровской слободы – церковь Рождества Богоматери. Рассказал Марко и о чудесной иконе, которая своими перемещениями указала в знамении на место, в котором нужно устроить Храм. Оказалось, сам Марко часто ходил в эту церковь и слёзно молился пред иконою Божьей Матери, чтобы послала ему праведного наставника для молитв во спасение души.
Некоторые изучающие историю пустыни считают, что именно Марко отыскал икону в заброшенном месте, но в силу благочестия и смирения утаил этот факт.
Придя в полуразрушенный храм, Илларион проникся благостью святого места и скорбью оттого, что брошен храм и разграблен. Тогда же обнаружил он и невредимую чудотворную икону, и построил поблизости келью, пребывая в ней в молитвах. Благочестивые Марко и Симеон вскоре присоединились к нему.
Спустя немного времени, примерно в 1640 году по божьему велению пришёл сюда иеромонах Феодосий из вологодского монастыря и рассказал, что ещё в его бытность в Прилуцкой обители у Спаса, во сне ему явилась Матерь Божья и велела направиться в сторону Переславля, дабы покрыть её пустующую многие годы церковь.
Следуя сонному знамению, Феодосий направился в сторону Переславля, а дорогой спрашивал у встречных, не знает ли кто места нахождения этой запустелой церкви. Так пребывал он в поисках, покуда не отыскал святыню.
Илларион и его спутники порадовались приходу пресвитера и подивились чуду Божьего Промысла, привёдшего сюда того самого опытного наставника, о котором просил у Бога инок. Иллариону было немногим более 30-лет, когда он принял от Феодосия монашеский постриг под именем Лукиан. Так стали они жить сообща при церкви Божьей Матери, восстановили и обновили её, а вскоре начала собираться братия, направляемая благостью и примером обоих подвижников.
Среди прочих братьев присоединился к ним инок Филимон, выходец из переславской Николаевской обители. Будучи уроженцем этих мест, он рассказал о чудесах, совершённых иконой. Подвижники единодушно стали помышлять о новом храме, который следовало возвести на месте обветшалой прежней церкви Рождества Богоматери и направили запрос в Москву, дабы Патриарх Иоасаф благословил начинание, что и произошло: благословенная грамота была получена от Святейшего, начались приготовления к строительству.
Вот тогда-то и проявились козни врага человеческого: по наговору и недомыслию окрестные селяне затеяли смуту и изгнали Лукиана с братией из обустраиваемого места. А виновником злых дел оказался Иосиф, архимандрит владимирского Рождественского монастыря, ведавший также соседним с Александровской слободой Симеоновским монастырём. Он сильно завидовал успехам и славе Лукиана, оттого и пошёл на преступные дела: с разбойной компанией явился к тем местам, стал бесчинствовать и грабить брёвна, собранные для строительства храма. Таким гнусным образом разогнали они всю местную братию.
От тех скорбных дел пришлось Феодосию скрываться в Вологде, а Лукиана схватили и в оковах переправили в Москву, оклеветав перед патриархом в нечестивых деяниях. Архимандрит Кирилл определил Лукиана на чёрную работу в Чудовом монастыре, где он смиренно и кротко исполнял все наложенные на него тяжёлые послушания, своей добродетельной жизнью опровергая клевету.
Несколькими годами позже из архангельской обители Всемилостивого Спаса прибыл к патриарху инок нового монастыря с просьбой направить к ним опытного начальника. Патриарх, которым тогда уже был святейший Иосиф, по рекомендации архимандрита Чудовского Кирилла, знавшего о добродетелях Лукиана, побеседовал с ним, и был поражён духом и мудростью последнего. Тут же патриарх посвятил Лукиана в пресвитера и назначил настоятелем в архангельскую обитель, и было это в 1646 году.
Однако и на новом месте продолжились скорби Лукиана: злонамеренные люди завидовали его духовной чистоте и твёрдости, старались изгнать, среди них и Тихон – тот самый инок, испросивший его приезда в монастырь. Лукиан, как подобает истинному доброму христианину, не прекословил, а лишь благодарил Господа. Немного спустя благословил он братьев и ушёл из обители. Разлука была горькой, тяжёлой для обеих сторон, но Лукиан учил монахов не роптать, а слушаться нового настоятеля, который придёт после него. Кто это будет - на тот момент было неведомо, но Лукиан уповал на Всемилостивого Спаса, чтобы направил братию на путь спасения.
И снова Лукиан пришёл к прежнему обиталищу у пустующей церкви Рождества Богоматери, слёзно помолился о завершении начатого дела, соорудил хижинку поблизости и стал пребывать в безмолвии.
Зато верный Марко, прознавший о возвращении товарища, возрадовался и присоединился к нему, и более не оставлял инока. По своему великому желанию он принял от Лукиана постриг и имя Матфея. Вскоре к ним присоединился молодой селянин из Александровой слободы, он также принял постриг от преподобного Лукиана и имя Макарий.
А через несколько дней случилось новое тяжкое испытание. Когда Лукиан отправился с Макарием в слободу и Матфей в одиночестве пребывал в своей келье, напали на него «чёрные люди» с отвратными лицами, избили и хотели удушить, повторяя, что не перестанут воевать против Лукиана и его собратьев – пусть де оставят это место.
Вернувшись, нашёл Лукиан товарища почти при смерти. Тот успел лишь рассказать о произошедшем, начал принимать от Лукиана приобщение Святых Тайн, да скоро преставился, изнемогший от полученных ран. После потери товарища Лукиан не ушёл с прежнего места, но обратился в молитве к Господу, чтобы сохранил пустынь от лукавого. В посте и молитве продолжил он жизнь праведную со вторым своим учеником, прося Господа удалить врагов невидимых. Но опять пришли видимые враги, навредили божьим людям и помыслам их, изгнали и разорили пустынь снова.
И опять пошёл Лукиан в Чудову обитель, где стал трудиться в хлебнее, одаряя монахов не только хлебом насущным, но и хлебом духовным - питал всех ищущих, рассказывая среди прочего и о чудесах, творимых иконой Богоматери в Переславской пустыни. Слышавшие эти рассказы, многие загорелись обустроить пустынное место.
Так, о чудесах иконы Божьей матери услыхал и царский истопник Александр Барков, который затем выпросил у государя и Патриарха позволение для преподобного Лукиана на устройство нового храма и назначение его на духовное руководство.
В 1650 году повторно выдана была грамота с Патриаршим благословением на возведение обители. По воле Божьей нашлись благочестивые соратники, своим иждивением построившие храм и затем постригшиеся там в иноки.
Так, третье по счёту начало святой обители было положено и с благословения Пресвятой Троицы завершилось, - на этот раз успешно.
Теперь сам преподобный Лукиан, следуя строгим церковным канонам, совершал ежедневное богослужение в новом храме. Слёзы божеской благодати на лице его непременно сопровождали святую Литургию, свидетельствуя об истинной сердечной чистоте пастыря. С любовью принимал он всех прихожан. Братия множилась, - началась она с двенадцати иноков, пришедших первым летом, а далее численность монастыря росла с каждым годом.
Строгий устав монастыря, простая и праведная жизнь привлекали в обитель многих искателей. Преподобному Лукиану братья повиновались, как проводнику Божьей воли, являя готовность на любое послушание. И сам он усердно трудился в каждый миг своей жизни, привечал и миловал странников, нищих, собиравшихся к чудотворной иконе, слава о которой разнеслась по окрестным землям.
Тогда и пришли в обитель купцы слободы Александровской, ведомые славой о преподобном Лукиане, с просьбами об открытии обители при опустевшей церкви Богоматери. Долго отказывался Лукиан, ссылаясь, что недостоин он великого этого дела. Но с просьбой к нему обратился Святейший Патриарх Никон и благословил на устройство женской обители и освящение храма в пустующем жилье Грозного Иоанна.
Без промедления взявшись за дело, устроил преподобный кельи для двадцати сестёр и назначил игуменью Евпраксию, на правилах общежития. Но и мужская и женская обители продолжали оставаться под руководством Лукиана, а сам он часто наведывался во вновь открытую в Александровской слободе.
Случалось часто, что направляясь в обитель, Лукиан останавливался в гуще людской толпы и проповедовал, обладая не только даром словесным, но и великой мудростью и прозорливостью, данными Господом. Так, предсказал он страшный грядущий мор, за три года до его пришествия. Часто говорил он людям, сопровождая слова свои слезами: «Православные, покайтесь, ибо грядёт гнев Божий великий и язву смертоносную пошлёт Господь, так что от страха сего никем небрегомо будет злато и сребро и втуне расточатся имения собирающих».
Проповеди его воспринимались людьми по-разному: находились те, кто принимал его слова, но были и другие – сомневающиеся. Когда же пророчества Лукиана исполнялись, неверующие вспоминали их и каялись в своём неверии.
В преклонном возрасте подвижник стал немощен, изнемогал в обители, и перед смертью попросил отнести его к чудотворной иконе Божьей матери. Молился старец о том, чтобы Владычица покровительствовала обители и далее, не оставляла её благодатью своей.
Иноки скорбели о приближающейся кончине преподобного, а он лишь благословлял их, предрекая прославление Обители, посещение ее царственными персонами. Достигнув последних минут, попросил преподобный прощения себе, и ещё, чтобы положили его на траву перед храмом, и дали камень в изголовье. Так и сделали, и вся братия стала подходить к Лукиану, испрашивая благословения. Последним его словом было: «Господи, в руце Твои предаю дух мой».
Умер преподобный Лукиан 8 сентября 1654 году в храмовый праздник обители. Был он мал ростом, бледен лицом, с впалыми щеками и глазами, с русой продолговатой и седой бородкой – таким и запомнился в веках.
Много времени спустя после смерти Лукиана гонитель его инок Тихон из пределов Архангельских пришёл и горько плакал над гробом, прося прощения за грех безвинного изгнания праведника из обители.
Явился к гробу Лукианову также и Иосиф, архимандрит Рождественского монастыря, который противился устройству обители. Он тоже каялся в грехе своём над гробом праведника и предлагал преподобному Корнилию взять монастырь Симеоновский, к коему был приписан, откуда некогда приходил разорять пустынь Лукиана. Но Корнилий не взял подношение и архимандрит в печали отдал монастырь в Лавру преподобному Сергию.
При преподобном Корнилии разрослись обе обители, и мужская, и женская. Сбылись предсказания блаженного Лукиана - узнали самодержцы про пустынь и начали часто её посещать, поддерживая своим царским жалованием, землями, деньгами, священными дарами.
Икона Матери Божией чудотворная не раз сберегала обитель от разграбления; невидимая сила спасала от злого умысла. Так, однажды двое разбойников, полумёртвые, были найдены у ограды. Они исповедались в грехе своём и признали справедливым наказание.
Исцеления и знамения от чудной иконы, влекли новых паломников в обитель, которая процвела стократ во дни строителя Корнилия, достойного преемника усопшего праведника.
Лукианова пустынь в советское время
Лукианова пустынь в советское время
В 1920 Советы году закрыли Лукианову пустынь, а монахам и послушникам предписали покинуть монастырь. Прекратилось богослужение во всех местных храмах, а вскоре и сами они, как памятники старины, были переданы под начало музея «Александрова слобода», расположившегося на территории Успенского монастыря в городе Александрове.
По закрытию пустыни многое было разграблено, а кое-что из документов и икон из собора и храма Богоявления попало в музей. Бытовые постройки монастырского комплекса отошли племенному совхозу для охраны от разрушений.
Под школу был передан тёплый храм Богоявления Господня в 1924 году, а в Екатерининском храме годом позже устроили комсомольский клуб. Тогда же, при изъятии колоколов повредили колокольню Богоявленского храма. Часовню преподобного Лукиана осквернили и разрушили до основания ещё через год.
Позже в Лукианову пустынь был переведён из Александрова дом заключения, ему отошли все церковные здания. Склепы родичей супруги царя Иоанна Грозного Марфы разрушили, как и могилу в Рождественском соборе, где покоился отец Аврамий - игумен Лукиановой пустыни. В 1970-е годы в настоятельском корпусе располагалась больница.
При изъятии в 1922 году церковных и монастырских ценностей, из Лукиановой пустыни вывезли более сорока килограммов серебра. Здесь были оклады с икон (включая ризу с Нерукотворного образа Спасителя из собора весом более девяти килограммов), с ритуальных сосудов, кресты, лампады, кадила, украшения со старинных церковных книг. И с чудотворной иконы также была снята риза.
Верующие Александрова собрали лом из серебра и золота, серебряные монеты весом около пяти килограммов, равные весу оклада чудотворной иконы и сдали всё это, чтоб выкупить ризу. Икону уже без оклада передали в музей «Александрова слобода».
В 1927 году прихожане Христорождественского собора города Александрова обратились в дирекцию музея с письменным прошением о передаче иконы Рождества Пресвятой Богородицы в действующий собор, как весьма дорогой реликвии «для всякого верующего человека, привыкшего чтить эту икону, как святыню своего сердца» - просьба осталась без внимания. И поныне неизвестно местопребывание чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, написанной в XVI веке и относимой к новгородской иконописной школе.
Эта удивительная святыня - «явленная» икона Рождества Пресвятой Богородицы из пустыни Лукиановой, почиталась и прославилась на Руси в одном ряду с другими двумя явленными иконами: Рождества Пресвятой Богородицы, Сямской и Исааковской. Эту икону верующие Православной Церкви почитают в праздник Рождества Пресвятой Богородицы..
Храмы Лукиановой пустыни не ремонтировались и постепенно разрушались в советское время, как в тёмные времена польского нашествия, когда стояли они разграбленные да поруганные без молитвы и пения на трижды освящённой явлением иконы Пресвятой Богородицы земле.
Послесловие
Возродилась из небытия Лукианова пустынь в 1991 году - первая во Владимирской епархии. В 1992 году обретены были святые мощи преподобного Лукиана, ныне они находятся в резной деревянной раке в храме Богоявления, а затем и мощи преподобного Корнилия - они переданы в Троицкий храм Успенского женского монастыря города Александрова.
Монастырь действует и в наши дни. У обители есть земля для подсобного хозяйства с огородами, покосом, скотным двором и небольшой пасекой. Однако, больших вложений требует реставрация собора Рождества Богородицы. Отсутствуют в обители разрушенные Святые врата и лишь фундамент остался от установленной на месте погребения преподобного Лукиана часовни. Не восстановлен больничный храм великомученицы Екатерины. В капитальном ремонте нуждается игуменский корпус, монастырская стена с башнями и многое ещё.
А вот этими словами из правил монастырских следовало бы руководствоваться и всем нам:
«Отношение к пище, жилью и одежде должны быть умеренными и скромными. Необходимо воздерживаться от праздности, празднословия и, особенно, от осуждения. Все случающиеся скорби и искушения переносить терпеливо, без ропота, с надеждой на помощь Божию, относясь к ним как к посылаемым от Бога случаям для познания и исправления себя».