Превращение в город
Вокзал
Статус уездного города Александров получил в 1778 году, по указу Екатерины II, а спустя 3 года городу был пожалован и герб. В те времена город был знаменит кузнечными мастерами, домашним ткачеством и выделкой кож, а с начала XIX века в нем разворачивается ткацкое дело – купцами Зубовыми и Барановыми строятся мануфактуры. И после участия в Петербургской ярмарке в 1847 году Иван Федорович Баранов получает от Николая I право ставить на своих изделиях (точнее на товарных ярлыках) герб России.
В 1862 году открылось железнодорожное сообщение между Москвой и Сергиевым Посадом. Появились сведения, что линию продолжат дальше, до Ярославля, но она пройдет не через Александров, а через Переславль-Залесский. Купцы города, владельцы больших мануфактур (Зубовы, Барановы, Ивановы, Растворовы), пустили в ход все средства, чтобы добиться прокладки железной дороги через Александров. И их усилия увенчались успехом: 7 июня 1868 года император Александр II подписал представление Кабинета министров, в котором окончательно определялось направление строительства Ярославской железной дороги через Александров. Отрезок дороги от Сергиева Посада до Ростова был открыт 1 января 1870 года.
Город растет: во второй половине XIX века в нем открываются городское и торговое училища, женская гимназия, в 1903 году построено здание вокзала в стиле неоклассицизма.
Поскольку город являлся центром легкой промышленности, то принимал активное участие в революционных событиях начала XX века. Особенно ярким был эпизод революции 1905 г. Несколько тысяч рабочих в декабре 1905 года объявили забастовку, разоружили полицию и провозгласили «Александровскую республику». Правда, усилиями расквартированного в городе саперного батальона и прибывшего из Иваново-Вознесенска 12 декабря казачьего отряда, 5-дневное восстание было подавлено.