Представляем проект памятника Ивану Грозному - вариант № 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КОНКУРСУ НА ПАМЯТНИК ИВАНУ ГРОЗНОМУ
Личность Ивана Васильевича Грозного – одна из самых значительных и противоречивых в отечественной истории. Дискуссии относительно его жизни, исторической деятельности и образа мыслей не прекращаются по сей день. И как бы то ни было, значение Ивана Великого в истории России нельзя переоценить - это был один из самых могущественных правителей Европы эпохи позднего Средневековья, который провел ряд важнейших внутренних реформ для упрочнения страны, значительно расширил ее границы, заставил Европу считаться с ней, уважать ее как равного партнера в международных делах и праве, включил ее в геополитику и экономику международных отношений… При этом макиавеллевские меры, с помощью которых Иван Грозный порой добивался своих целей, имели не меньшее влияние на понимание личности царя: опричнина, пытки и многочисленные погромы среди бояр привнесли свои толкования в рассмотрение личности этого великого самодержца.
Поиск и раздумья Ивана Грозного относительно нужного вектора для развития Руси находят свое отражение в скульптуре великого царя данной работы.Его скульптура «Иван Грозный» не идеализирует воинственный образ первого правителя Всея Руси – перед нами предстает фигура мыслителя и просвещенного государя. Проанализировав ряд источников, в частности – переписку самого самодержца, а также обратившись к результатам труда ученого М.М. Герасимова, восстановившего внешность Грозного по сохранившимся черепу и скелету, автор памятника воссоздал бронзовый портрет Ивана Великого. В нем внешнее сходство царя искусно переплетается со стремлением показать также и внутреннее состояние монарха – уверенность, основанную на глубокой рефлексии о судьбах страны. Памятник (вариант № 3)представляет собой целую композицию: он изображает Ивана IV во весь рост в парадном одеянии и с атрибутами царской власти как бы парящим и созерцающим, а рядом с ним – семь воронов, символов мудрости и хитрости... При его изготовлении, помимо бронзы, были также использованы такие материалы, как латунь, красная медь и около двухсот полудрагоценных камней, включая один драгоценный.
Автор неоднократно посещал г. Александров, впитывая и пропуская через себя атмосферу того места, где Иван Грозный провел семнадцать лет своей жизни и куда фактически перенес столицу Руси. Александров – удивительное место в истории нашей страны, именно с ним связана целая историческая эпоха под названием «Иван Грозный». Александровская слобода, на которую с живописного берега р. Серая взирает первый царь всея Руси – это та картина, которая по праву должна рождаться в голове каждого человека, интересующегося славной историей становления нашего государства. Работа мастера сочетает в себе искусное переплетение материального и нематериального наследия, история в бронзе, как она есть – достойная память о событиях минувших дней.
Кандидат исторических наук, доцент Российской Академии Живописи, Ваяния и Зодчества
Ёлкина Мария Леонидовна