У наших соседей: Сергиев Посад. Грядет ли в округе «мусорный бунт»?
Грядет ли в округе «мусорный бунт»? «Крысы величиной с кошек бегают…»
Разместил Андрей Мардасов
«Крысы величиной с кошек бегают…»
В Сергиево-Посадском районе наступил мусорный коллапс. Это было единодушное мнение участников встречи жителей района с представителями районной власти и организаций, ответственных за работу с бытовыми отходами. Встреча состоялась в библиотеке имени А.С. Горловского.
- Крысы величиной с кошек бегают по тротуарам, люди пугаются, - негодовали жители.
- Когда деньги за мусор начисляла управляющая компания, она брала 35 рублей, и был порядок. Мусорки были чистыми, не было никаких завалов. Сейчас берут 400 рублей, и там горы мусора. Горы! Мы утопаем в них! – возмущались они.
- Верните все, как было! – требовали собравшиеся.
- Зачем нам такой региональный оператор?! – гневно спрашивали у президиума.
Врез:«Управляющая компания брала за вывоз мусора 35 рублей, и был порядок. Мусорки были чистыми, не было никаких завалов. Сейчас берут 400 рублей, и там горы мусора. Горы! Мы утопаем в них!»
Даже сидевшая в президиуме собрания известная общественница Елена Кеопанич, от которой районная власть, видимо, ожидала поддержки (не зря ж в президиум посадили!) не выдержала:
- Я платила до нового года 200 рублей, а сейчас - 500 рублей. При этом услуга оказывается некачественно. Сюда приехали люди из Березняков, из Реммаша… Везде горы мусора. Вороны – как лошади, можно из них шашлык жарить. И чайки уже летают… К контейнерам просто не подойти!
Заместителю главы района Оксане Ерохановой, отвечающей за обращение с бытовыми отходами в районной администрации, нечего было возразить жителям, она согласилась, что качество услуг по вывозу бытовых отходов существенно ухудшилось.
Защищать регионального оператора взялся только начальник районного управления коммунальной инфраструктуры Александр Афанасьев. В ответ на жалобы участников собрания на состояние контейнерных площадок он решил «перевести стрелки» на управляющие компании. Мол, это они должны обустраивать контейнерные площадки.
В ответ в зале поднялся гул:
- При чем тут управляющие компании, если все деньги за работу с мусором идут региональному оператору?! В тарифе расходы на работу управляющих компаний с мусором не предусмотрены!
В кои-то веки жители стали защищать управляющие компании…
Афанасьев предложил жителям еще раз увеличить тариф на вывоз мусора и платить еще и управляющим компаниям.Такие чиновники точно выведут людей на улицы, если не на баррикады
Александр Афанасьев с очевидной издевкой отреагировал на реплики в защиту управляющих компаний:
- Если такие расходы в тарифе не предусмотрены, давайте их туда внесем. У собственников есть единственный вариант: собраться на общее собрание, посмотреть правде в глаза и принять новый тариф, учитывающий расходы управляющих компаний на обустройство контейнерных площадок.
Поясним, что чиновник на фоне и без того в разы выросших мусорных платежей призвал жителей еще раз увеличить тариф на вывоз мусора! Он предлагает платить вдобавок и управляющим компаниям.
- Такие чиновники точно выведут людей на улицы, если не на баррикады, - подумал я, слушая этого самодовольного чинушу с начертанными на большом лице словами «Жизнь удалась!»…
Станут ли «мусорные инновации» последней каплей?
То, что именно «мусорная реформа» может стать той каплей, которая переполнит чашу народного терпения, показала «прямая линия» Президента РФ и коллективные обращения по этой проблеме из российских регионов накануне «прямой линии». Не остался здесь в стороне и Сергиево-Посадский район: группа наших земляков на фоне административного здания записала обращение к Путину.
Пока наиболее масштабные протесты связаны со строительством новых полигонов для твердых бытовых отходов без учета мнения населения и без проведения основательных экологических экспертиз. Но куда более мощный взрывоопасный материал заложен в суть «реформы», которая предполагает монополизацию рынка обращения с бытовыми отходами и крепостное бесправие жителей перед монополистами, именуемыми «региональными операторами».
На примере Сергиево-Посадского района мы воочию убеждаемся в абсолютно антинародном характере нового «мусорного» законодательства. Тарифы взлетели в 2-3 раза, при этом ситуация с вывозом бытовых отходов ухудшилась в десятки раз: города, поселки и деревни утопают в мусоре. По этой причине все большее число жителей отказываются платить за вывоз бытовых отходов. Кому-то просто нечем платить, кто-то не платит по принципиальным соображениям: никаких обоснований новым тарифам жителям не предоставили, качество услуг резко ухудшилось.
«Оазисы» чистоты
Проехав почти весь район, мы везде встречали одно и то же: горы мусора на контейнерных площадках, тошнотворный запах, отравляющий воздух на сотни метров вокруг, возмущение и гнев жителей, брань и уже нескрываемую ненависть к чиновникам.
ВБогородском, в Краснозаводске контейнерные площадки выглядели вполне цивилизованно, никаких гор мусора, никакого запаха нечистот.
И на фоне этой общей удручающей картины тем неожиданнее и удивительнее выглядели населенные пункты, которые стороной обошло это мусорное бедствие.
В Богородском и Краснозаводске контейнерные площадки выглядели вполне цивилизованно, никаких гор мусора, никакого запаха залежавшихся бытовых отходов. Местные жители спокойно и разумно рассуждают о том, что местные проблемы должна решать местная власть, а любое вмешательство «сверху» только нарушает налаженную жизнь, создает людям проблемы на пустом месте.
Почему в одних поселениях «мусорная реформа» вылилась в экологическую и эстетическую катастрофу, а в других все проходит достаточно цивилизованно? Как местная власть в благополучных поселениях минимизирует последствия неуклюжих и непрофессиональных действий «регионального оператора» (он ведь один на всю Московскую область)? Насколько продуманы и необходимы были реформы в сфере обращения с бытовыми отходами?
С этими вопросами мы обратились к Виктору Кузнецову, главе поселения Богородское, которое показалось нам наименее пострадавшим от введения мусорной монополии.
Виктор Кузнецов: «Решать местные проблемы должно местное самоуправление»
- Я считаю огромной ошибкой разрушение системы местного самоуправления, которая сложилась в 2006-2019 годах, - говорит Виктор Кузнецов. - Именно в эти годы произошел мощный прорыв в решении проблем на местах – в малых городах, поселках, сельских территориях. Именно в эти годы была принципиально решена проблема сбора и вывоза бытовых отходов, поскольку ее решением занималось именно местное самоуправление, с учетом мнения жителей и исходя из понимания финансовых возможностей бюджета поселения и его населения.
Врез: Я считаю огромной ошибкой разрушение системы местного самоуправления, которая сложилась в 2006-2019 годах. Именно в эти годы произошел мощный прорыв в решении проблем на местах – в малых городах, поселках, сельских территориях.
У нас в Богородском традиции местного самоуправления дали глубокие корни. Именно поэтому мы не можем мириться с плохой работой регионального оператора, хотя обращение с бытовыми отходами не входит в компетенцию поселенческой власти. Мы – и депутаты, и работники администрации – стараемся в любой сфере и при любых условиях защищать интересы наших жителей. Защищать и на уровне законодательства, и на этическом, духовном уровне.
Что касается «мусорной реформы», она не выдерживает никакой критики. Уверен, что такая ситуация не может длиться долго. Все равно мы придем к тому, что все проблемы на местах будет решать местное самоуправление.