Село Старая Слобода Александровского района
Село Старая Слобода с незапамятных времен было дворцовым, принадлежащим великокняжескому двору. Здесь со времен Переяславского Залесского княжества находилась летняя резиденция русских великих князей. В состав великокняжеской усадьбы с названием Александрова Слобода входили: большой деревянный теремный дворец, деревянная церковь, большая конюшня и каретник, а также другие хозяйственные постройки.
Усадьба была исключительно удобна по расположению: от нее пути вели и в Переяславль Залесский, и в Дмитров, и в Москву, и в Суздаль и Владимир. Поскольку центром здешней земли был Переяславль Залесский, то в усадьбе Александровой Слободы перебывали все переяславские князья, в том числе Великий князь Александр Невский.
Основание усадьбы и церкви предполагается во второй половине 12 века. Предположительно, первоначальная деревянная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца.
Здешняя усадьба потеряла свое главное значение в начале 16 века, когда в декабре 1513 года царская - великокняжеская усадьба переместилась в Новую Александрову Слободу, на месте которой сейчас стоит Александровский Успенский женский монастырь. На прежнем месте осталось дворцовое село Старая Слобода.
Летом 1689 года село оказалось в центре событий, связанных с маневрами так называемых потешных войск, которые проводил здесь юный царь Петр Алексеевич и генерал - англичанин Патрик Гордон с Преображенским и Семеновскими полками.
По указанию царя Петра Первого, по его обещанию, и по заверенной воле брата его, только что, в январе 1696 года умершего, царя Иоанна Пятого, 10 августа 1696 года в Старой
Слободе рядом с прежней обветшавшей церковью заложили новую кирпичную церковь, строительство которой было завершено 4 мая 1698 года. Строителем храма был духовник Великого Государя о. Феофан Феофилактович, Протопресвитер Благовещенского собора Московского Кремля.
Основной престол в холодной церкви - во имя Казанской иконы Божией Матери. Одновременно с ним строился левый (северный) придел вот имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи. Более поздний - правый (южный) придел св. Николая Чудотворца.
В 1760-х годах Казанский храм по пути из Переяславля Залесского посетила императрица Екатерина Вторая.
Колокольня при храме обветшала еще в 18-м веке. И в 1865 году на средства Московского Кремлевского Благовещенского собора была построена новая трехярусная колокольня.
После революции храм был закрыт и доведен до удручающего состояния.
Церковь построена на средства московского «Благовещенского собора… протопресвитера Великого Государя, духовника Феофана Феофилактовича» в 1696 – 98 годах.
Первоначально имела два престола: основной холодный – в честь Казанской иконы Божией Матери и теплый, в северном приделе – в честь Иоанна Предтечи (по наименованию древней деревянной церкви). С 1865 года существовал третий престол, в трапезной – в честь святителя Николая Чудотворца. В 1865 году вместо старой колокольни построена новая, очевидно в том же году переделана на четырехскатную кровля четверика.
Кирпичное здание имеет типологическую схему посадских и сельских храмов XVII века: четверик, увенчанный пятиглавием, трехчастный алтарь, с запада трапезная, за ней колокольня. С севера к трапезной примыкает придел, построенный одновременно с церковью.
Четверик двухскатный, квадратный в плане, с внутренней стороной 8,5 м, перекрыт сомкнутым сводом. Все остальные помещения также сводчатые. Трапезная перекрыта сомкнутым сводом. Северный придел и апсиды цилиндрическими сводами и конхой. У церкви три входа: с севера, юга и с запада через трапезную.
Декор кирпичный, использованы традиционные формы культовой архитектуры XVII века, в цоколе – валик, поребрик, в обрамлении проемов – полуколонки, разорванный фронтон, карниз с «подзором» ступенчатых сухариков и рядом кокошников, двойные полуколонки по углам стен, на глухих барабанах глав – аркатурный поясок.
В западной стене трапезной сохранилась внутренняя лестница, шириной 55 – 60 см, ведущая на нижний ярус звона. Вход на эту лестницу устроен снаружи, через миниатюрный портал.
В целом о храме можно сказать, что он является памятником архитектуры конца XVII века, традиционный пятиглавый храм в стиле московского барокко. Сохранил первоначальную объемно-пространственную композицию, декоративное убранство фасадов, сводчатые интерьеры. Частично уцелел иконостас и масляная живопись середины XIX века.
Утраты: В 1865 году построена новая трехъярусная колокольня в стиле ампир. Переделана на четырехскатную позакомарная кровля четверика.