Как заработать миллионы: картофельная ботва плюс вода
Есть такое средство – «Бингсти». Это, по сути, «волшебный раствор». Если верить его производителям, то он очищает сточные воды от яиц гельминтов. И приносит своим производителям сотни миллионов рублей прибыли. При том, что состав этого «зелья» прост: сок картофельной ботвы и вода. Потом этот «эликсир» надо вылить в сточные воды, и они станут чисты от яиц глистов. При этом всем российским коммунальным предприятиям по очистке стоков рекомендовано использовать в работе препарат «Бингсти» созданный одной из частных компаний Ростова-на-Дону.
Раскопал эту мутную историю журналист «КП» Владимир Ворсобин. Да, тот самый, который, то ли помогает, то ли мешает вашему покорному слуге выступать в эфире радио «Комсомольская правда».
Миллиарды рублей собирают с граждан и… сливают в канализацию!
Спецкор «Комсомолки» Владимир Ворсобин обнаружил, что уже много лет водоканалы по всей стране собирают деньги с людей для борьбы с паразитами в стоках. Но такую борьбу академики признали лженаукой. На что спускают народные рубли?
ГЕНИАЛЬНОЕ МОШЕННИЧЕСТВО?
— Получается, вы, господа, мошенники, — вдруг сказал я…
Фраза вырвалась сама собой и нахально повисла в воздухе.
Ученые одновременно открыли рты, но не издали ни звука.
Эксперт и бизнесмен Александр Пригодин стал пунцовым, профессор Серпокрылов ошарашенно качал головой. И лишь коммерческий директор фирмы «Пуролайт-Трейд» Грибова чуть заметно усмехнулась.
Все. Отступать некуда. Теперь остается лишь резать начистоту.
И понеслось…
— Давайте честно, вы мошенники, — сурово повторил я. — Или комиссия Российской академии наук (РАН) по борьбе с лженаукой только что совершила самоубийство. Академики уничтожили свою репутацию, безосновательно обвинив вас. Но если академики правы, тогда поздравляю — это афера века.
Я наговорил бы кучу добрых слов. Что искренне восхищен. Масштабом, наглостью, талантом. Что, хотя русские давно умеют обворовывать друг друга творчески, на этот раз вышло вообще гениально…
Но история была запутанна, и передо мной могли оказаться честные люди…
— Хорошо, мы готовы на эксперимент! — наконец-то обиделся Пригодин (я этого давно ждал). — In vitro так in vitro! (с латыни — «в стекле», то есть — эксперимент в пробирке. — В. В.)
Профессор Серпокрылов несогласно покачал головой.
— Давайте испытаем препарат! — с каким-то отчаянием крикнул Пригодин. — Что ж. Ладно! Просто вы не представляете, чем это закончится!
— Чем?
— Академики ничтоже сумняшеся залезают к нам в карман, так?
— Они считают, что вы умыкнули миллиарды, — кивнул я.
— Хорошо! — нервничал он. — У меня вопрос: они знают, что будет дальше?!
— Ну что? — любовался я Пригодиным.
Он даже внешне был похож на моего старого «приятеля» — питерского изобретателя Виктора Петрика, долго таскавшего меня по судам. Тот с помощью уважаемого политика Бориса Грызлова точно так же пытался освоить 70 миллиардов казенных денег. Это бюджетное баловство случилось в уже далеком 2010-м, когда в рамках госпрограммы «Чистая вода» Петрик со своим «чудо-нанофильтром» (чистящим вроде бы все — от кока-колы до радиоактивных отходов), чуть не сорвал джек-пот. Он вместе с Грызловым (соавтором изобретения) уже подобрался к правительственному решению, по которому их наноизделие будет вмонтировано в каждый дом.
Но комиссия по лженауке фильтры Грызлова — Петрика проверила и назвала опасным шарлатанством. Грызлов проклял академиков («мракобесы»), Петрик — меня (за то, что я описал прохиндиаду, Петрик начал говорить о дуэли).
Но затеянный прессой и учеными шум все-таки сорвал наномечты и — что большая редкость — сорвал разграбление бюджета…
И вот — новая водяная история.
Глава фирмы «Пуролайт-Трейд» Александр Пригодин и его коммерческий директор Ольга Грибова были поражены скепсисом журналиста.
МЯТЕЖ ВОДОКАНАЛОВ
А началось все с коллективного письма директоров мятежных российских водоканалов (Новокузнецк, Барнаул, Мыски, Калтан, Прокопьевск, Осинники, Междуреченск) в адрес комиссии РАН по борьбе с лженаукой.
Коммунальщики предложили ученым разгадать загадку. Уже много лет федеральная власть заставляет региональные водоканалы ежемесячно платить по 300 — 600 тысяч рублей неведомо за что. За странный эликсир под названием «Бингсти», который надо капать… в канализацию.
Дескать, мы, нищие, предбанкротные водоканалы, не возражаем: 10 лет кАпали, и будем кАпать, коль Москве это надо. Более того, мы, как и сотни водоканалов России, повинуясь Санитарным правилам и нормам (далее СанПиН), диктующих применение эликсира, за десять лет уже потратили на него по 50 миллионов рублей КАЖДЫЙ.
У производителя препарата — монополия. Он — единственный в стране. Поэтому стоимость на него только растет. И миллиарды рублей капают из кошельков граждан, так как расходы на эликсир включены в коммунальные тарифы для населения...
Мол, мы знаем: «Бингсти» служит для дезинвазии сточных вод (уничтожения яиц паразитов). Но просто любопытно, пишут коммунальщики, как это работает? Ведь один литр препарата расходуется на 6 тысяч кубометров сточных вод, и хотя в такой концентрации и цианистый калий безвреден, производитель утверждает, что уничтожается 99 процентов паразитов… Притом что яйца аскариды человеческой (глистов, простите. — В. В.) прекрасно живут даже в формалине.
Кроме того (цитирую письмо), «заявленные свойства препарата у нас нет возможности проверить, поскольку жизнеспособных яиц паразитов в сточной воде нет ни на поступлении (т. е. до применения эликсира. — В. В.), ни на сбросе (после)».
«Прошу вас помочь нам понять, действительно ли данный препарат эффективен для дезинвазии сточных вод или это лженаука», — попросили ученых коммунальщики.
Комиссия Академии наук созвала биологов, паразитологов и принялась изучать чудо-эликсир. И, судя по тексту заключения, не то что удивилась. Уверен, в академии писали его, превозмогая хохот...
«Бингсти» оказался… дистиллированной водой. В которой (если верить очень туманному описанию производителя) растворена проросшая ботва картофеля из расчета 2 грамма проростков картофеля на 6000 тонн (!!!) сточных вод.
«Получается 0,1 мг сока проростков картофеля на кубометр (тонну). То есть сока 150 — 200 граммов проростков картофеля достаточно для обеззараживания всего суточного объема сточных вод такого города, как Петербург, 35 граммов - Казани, 8 граммов — Новокузнецка или Череповца?» — изгалялись ученые.
В общем, «Бингсти» легко опровергал биологию, паразитологию и даже современную медицину (последняя кое-как объясняет действие гомеопатии на человека через самовнушение, но «бронированные» яйца паразитов в пяти защитных оболочках, говорят, не очень впечатлительны).
Далее комиссия подсчитала, сколько зарабатывают авторы «Бингсти».
Картофельная ботва, бесхитростно растворенная в воде, обходилась российским гражданам в два раза дороже золота. Затея гениальная. Рентабельность рекордная — себестоимость эликсира почти нулевая (вода и обыкновенный картофель), а как хорошо за это платят…
«Стоимость дезинвазии сточных вод, — указано в заключении, — будет обходиться производителю в 14 миллиардов (рублей) в год. Осадка — ещё 30 миллиардов, и примерно 20 миллиардов на обработку навоза и навозных стоков… С учетом того, что регулярной дезинвазии предполагается подвергать детские площадки, территории выгула домашних животных, дошкольных и образовательных учреждений, почву и даже снег… суммарные затраты на подобную «профилактику паразитарных заболеваний» сопоставимы с государственными бюджетными расходами на всю систему здравоохранения в целом».
В итоге комиссия РАН по борьбе с лженаукой делает вывод: за 10 лет в канализацию утекли миллиарды рублей российских граждан, а скоро могут утечь чуть ли не сотни миллиардов.
И появляются четыре простых вопроса.
1. Откуда взялся «Бингсти»?
2. Кто его проверял?
3. Почему десять лет водоканалы безропотно покупали препарат?
4 (и главная загадка). Благодаря чему (или кому?) раствор картофельной ботвы стоимостью 4500 рублей за литр взобрался на государственную вершину — российские СанПиН?
Вот так в Ростове-на-Дону паковали «волшебный эликсир» «Бингсти», свойства которого по-разному удивили чиновников и экспертов.