Есть в России такой фотограф.
Росийская глубинка в объективе смартфона.О пскосвском фотографе, покорившем Европу и США
Дмитрий Марков знает жизнь в разных ее проявлениях, особенно его волнуют нужды самых простых людей. С помощью фотографии художник старается донести до всего мира, что есть люди, которым нужна помощь
Духовой оркестр, играющий нафоне заброшенного ДК, двое мужчин утеплотрассы, кадры изночлежки для бездомных вКостроме,хмурые лица пассажиров вмурманском автобусе— вот лишь некоторые сюжеты, которые снимает псковский фотограф Дмитрий Марков.
Некоторые про него говорят— очерняет российскую действительность ипоказывает неприглядные картины провинциальной жизни. Европейцы называют его фотографии иллюстрациями крусской классике искупают изображения напрестижных выставках, ставя ихводин ряд створениями Энди Уорхола.
А сам Марков называет себя волонтером— черезсвойаккаунт вInstagram рассказывает онуждающихся иподдерживает сборы средств.
"Что собой представляет волонтерство? Это помощь вмеру своих способностей. Ясейчас вижу свое волонтерство ввиде фотографий исвоей аудитории. ВКостроме есть друзья, которые занимаются бездомными, костромская ночлежка. ЯвКострому часто езжу, сэтими людьми близко общаюсь, яимпомогаю: фотографирую, рассказываю про них, поддерживаю сборы денег намероприятия. Думаю, что это и есть волонтерство",— говорит Марков.
У Instagram Маркова почти 400 тыс. подписчиков совсего мира. Благодаря фотографу они узнали, что вкостромской ночлежке живут выпускники детдомов ибывшие заключенные, инвалиды и пенсионеры, которых мошенники лишили жилья.
Мест вприюте нехватает, особенно зимой. Чтобы помочь учреждению, Марков разместил пост, попросив людей поддержать сбор средств настроительство Костромского социального центра.
Работа сдетьми
Марков до серьезного увлечения фотографией работал грузчиком, позже корреспондентом в газете, а потом, в 2005-м, увлекся фотографией и волонтерством, по сути, совместив два этих занятия. За эти годы вместе ссотрудниками благотворительных фондов онобъездил десятки социальных учреждений, начиная отдетских домов изаканчивая колониями.
"Тогда уже мне была интересна социальная тема, японял, что вовсех этих кратких поездках уменя восновном нафотографиях маленькие дети: средние, младшие группы. Асребятами-подростками сложно найти общий язык, когда тыприезжаешь нанеделю, поэтому я в2007 году поехал вБельское Устье намесяц, чтобы как-то сойтись. Нуисошелся так, что напять лет остался. Там был летний лагерь, туда налето привозили волонтеров, которые работали сдетьми наравне своспитателями повосемь часов вдень. Тоесть тебя ставят нагруппу, итыпомогаешь организовывать досуг",— вспоминает фотограф.
Бельское Устье— это поселок под Псковом, где располагается детский дом-интернат для умственно отсталых детей. Марков работал там волонтером, помощником воспитателя иодновременно снимал нафото жизнь ребят, рассказывая оней вблоге.
"В блоге яписал про нашу жизньдостаточно подробно. Я понимал, что несу ответственность заэтих ребят, хотя они почти взрослые, 16−17 лет. Были, конечно, сложности, нопри этом унас прекрасные отношения, мыдосих пор совсеми ребятами общаемся",— вспоминает Марков.
Сейчас, спустя годы, Дмитрий говорит, что вернуться кэтой работе не хотел бы.
"Содной стороны, подустал. Сдругой стороны, это тогда было возможно втом формате. В2007 году я мог своспитанникамипойти влес или наречку на полдня, или вдеревню работать. Сейчас несколько уголовных дел можно завести поэтому фактуинадиректора, инаменя,сейчас без медкнижки янезайду даже. Нотепять лет совершенно прекрасные были, янисколько нежалею",— делится воспоминаниями фотограф.
Шедевры спомощью телефона
Марков официально нигде неработает, унего нет стабильной зарплаты, апрофессиональная оптика уже четыре года пылится дома. Вместо фотоаппарата вруках обычный телефон, спомощью которого художник иделает свои снимки.
"Уменя есть агент вПариже, онзанимается продажей, иногда какие-то деньги приноситпродажаотпечатков фотографий, но это не системная вещь. Сейчас что-то вНью-Йорке, незнаю, продалось или нет. Недавнодля "Таких дел" ездил снимать Печоры. Уменя мама спапой досих пор немогут понять, что яделаю последние 15 лет",— улыбается Дмитрий.
"Секрет успеха любой фотографии, — добавляет он, — невдорогой технике, авгармонии между содержанием иформой"
"Эти два основных элемента доступны тебе стелефона. Очень часто фотографы слишком надеются на технику,забывая отом, что форма, композиция доступны счего угодно, необязательно иметь объектив. Мой учитель говорил, что есть еще третий компонент, который совершенно никак фотограф неможет спрогнозировать: это ангел пролетел, иутебя сложилось. Момент удачи, который тынеможешь никак предугадать, тытолько можешь быть кнему готовым или его упустить",— уверен Марков.
Опсковских шедеврах, снятых нателефон, заговорили в2015 году: американское фотоагентство Getty Images выдало Маркову грант.
"Наподдержку аккаунтов, которые представляют сообщества исоциальные институты, недостаточно освещаемые вСМИ, — так назывался этот грант. Поскольку уменя это совпало еще смоими волонтерскими историями, ятогда получил грант.Если так посудить, любая жизнь провинциального города— это уже какое-то сообщество, которое недостаточно представлено",— отмечает фотограф.
Признание псковский фотограф получил иотболее опытных коллег. Вихчисле— художник Дмитрий Врубель, который создал чуть ли не самое известное граффити напланете,изобразив наБерлинской стене поцелуй генсека КПСС Леонида Брежнева ируководителя ГДР Эриха Хонеккера.
"Врубель уже несколько лет живет вБерлине итам работает. Онвпоследнее время перешел отофлайновых выставок вVR (виртуальную, дополненную реальность— прим. ТАСС), когда тынадеваешь шлем исмотришь. Ионсейчас сделал виртуальный музей, где есть какой-то отдел имени меня. Этот музей работает круглые сутки иизлюбой точки планеты",— отметил Марков.
ВместесЭнди Уорхолом
Картины провинциальной жизни, созданные псковским фотографом, уже оценили коллекционеры изСША иЕвропы. Его работы регулярно выставляются водной изпарижских галерей, атакже вСША. Наочереди— премьера вИталии. Осенью прошлого года Маркова пригласили воФранцию наParis Photo— самую престижную выставку мира.
"Это Sotheby's вмире фотографии. Рядом с разделом, где были мои картинки, продавали Энди Уорхола (американский художник икинорежиссер, культовая персона вистории поп-арт движения— прим. ТАСС) по€20тыс. Там меняпредставили коллекционеру изШтатов, который тратит ежегодно сотни тысяч долларов на покупку фотографий",— рассказывает Марков, улыбаясь.
Участие ввыставках для него— это лишь возможность продать свои работы. Общаться сосвоей аудиторией предпочитает тамже, где иразмещает фото, — настраницах соцсетей.
"Есть возможность создать аудиторию, сидя дома, неиспользуя для этого посредников. Зачем мне выставка, если уменя есть выход на300 тыс. человек? Выставки игалереи имеют конкретную цель— продажу отпечатков",— поясняет Марков.
Итутже признается— после парижской выставки впервые начал читать русскую классику.
"Я начал читать Достоевского иЧехова, потому что столько раз, сколько ятам слышал эти фамилии, янеслышал их нигде. Там многие мне говорили, что картинки измоего Instagram уних вызывают впечатление иллюстраций крусской классике. Вот я ее иизучаю",— добавляет Марков.
Вфокусе— люди
Сейчас Марков сотрудничает сизвестными российскими блогерами иактивно путешествует постране, пополняя коллекцию новыми зарисовками изжизни простых людей.
Каждая фотография Маркова— это непросто карточка сизображением жизни врусской глубинке. Вкаждом снимке— свойуникальный сюжет.
"Недавно был наодной встрече, там был фотограф-американец, который сделал больше всего обложек для The Times или National Geographic. Ясмотрю эти обложки— Марокко, Лас-Вегас, Европа, такое мельтешение, ивот какой смысл? Они меняются каждую неделю. А, например, Игорь Мухин снимает Москву 30−40 лет, потратил свою жизнь. Через 50 лет про обложки никто невспомнит, апосмотреть, как выглядела Москва в разные годы —от советских времен до совеременности,— ясчитаю, это достойно иинтересно",— делится мнением фотограф.
Тем, кто считает, что Марковочерняет российскую действительность, он отвечает, что сосредоточивается намалоприглядных подробностях, потому что очень хорошо знает и чувствует нужды не слишком благополучных людей.
"Мне так страшно наМанхэттене было, как не было ниводной подворотне. Янепонимаю, что эти люди отменя хотят, что сними делать, как общаться. АнаЛепешах (окраинный микрорайон Пскова— прим. ТАСС) япрекрасно понимаю, что откого ждать икак скем общаться. Мне близки эти люди, иячувствую себя органично вовсем этом",— поясняет собеседник.
Постоянно сталкиваясь сдесятками сложных, апорой итрагичных человеческих судебивидя несовершенство жизни впровинции, Марков остается убежденным патриотом России иненамерен еепокидать нипри каких условиях.
"Япросто несмогу изменить образ жизни. Яискренне люблю все происходящее. К тому же лучшезаниматься тем, чем нравится, апотом, если получится, заняться преподаванием, потому что сейчас синтернетом можно жить вПскове прекрасно иработать. Лучше сейчас вложиться втворческий процесс, чем искать,куда пристроитьтрудовую книжку",— добавляет псковский фотограф.
Алексей Семенов