Борщевик Сосновского: пора повернуться лицом к проблеме
О новой напасти на пустоши Центральной России все больше и больше разговоров и по большей степени досужих домыслов. Поэтому мы попросили бывшего агронома, а ныне главу Андреевского сельского поселения Олега Федулова внести ясность и обрисовать реальные угрозы, которые сейчас представляет это растение для жителей Александровского района.
— Олег Николаевич, известно, что борщевик культивировался как кормовое растение.
— Так и есть. Естественный ореол обитания этого вида борщевика, борщевика Сосновского, — Северный Кавказ. В тамошнем биоцинозе он занимает весьма скромное место и не распространяется так агрессивно, как всегда бывает в сбалансированной системе. Потом его заметили ученые и стали изучать с точки зрения использования как кормовой культуры. Борщевик показал прекрасные результаты. Выход зеленой массы с 1 гектара у борщевика 900 центнеров, то есть 90 тонн. Для примера, кукуруза, самая продуктивная на сегодняшний момент культура, дает 650-680 центнеров, то есть 65-58 тонн. Естественно, было, за что борщевик принять на вооружение и засевать им сельхозугодья.
— Вот и засеяли. Он что — переродился потом?
— Когда сельское хозяйство у нас развивалось стабильно, и все работало, хозяйства пытались освоить эту кормовую культуру. Ее, кстати, потом назвали «месть Сталина», поскольку якобы Сталин, узнав про свойства этого растения, распорядился его выращивать. Надо сказать, сельчане были не в восторге от новичка и постепенно от него отказывались. Но, тем не менее, он продержался с 1950-х годов до начала развала сельского хозяйства. Не слишком удачный получился эксперимент с далеко идущими последствиями.
А вот потом, когда сельское хозяйство стало разваливаться, борщевик и показал свой настоящий нрав. Он оказался очень высокоорганизованным, злостным и беспощадным сорняком. В условиях средней полосы, в отличие от его исторической родины, никакие другие растения не могут сдержать его рост. Кроме деревьев. В лесу борщевик не растет. Все остальное он занимает сплошняком в течение нескольких лет после того, как туда попадет первое семечко. Сейчас борщевик Сосновского исключен из реестра культурных растений и внесен в черный список агрессивных сорняков.
— Насколько он опасен для человека и животных?
— Все дело в его соке. Он есть везде: в микродозах на маленьких волосинках листьев и, уж конечно, на сломанных стеблях. Особенность этого сока в том, что он вызывает ожог комплексного воздействия. Сначала он химический, как от крапивы. Но если в течение двух-трех суток вещество, которое есть в соке, притягивает ультрафиолетовые лучи, ожог становится термическим, оставляет шрамы, которые не проходят очень долго.
Вот эти ожоги я получил на субботнике, который мы проводили в Андреевском против борщевика, — Олег Николаевич показывает шрамы на руках. — И это я, ученый-агроном, который прекрасно знает, что в таких случаях надо делать. А если человек не знает, то все это может быть гораздо хуже.
— Что делать в случае, если ты прикоснулся к борщевику?
— Прежде всего, постараться максимально тщательно промыть место ожога. А потом еще несколько дней носить одежду, закрывающую это место от солнца. Рубашку с длинным рукавом, длинные брюки, чтобы на место контакта не попал солнечный свет. (Не забываем, что ультрафиолет есть в любом незакрытом помещении, даже если солнце закрыто облаками, — прим. автора).
И еще, как оказалось, сок борщевика способен вызвать мутации на генном уровне, какие именно, сейчас изучают ученые. Поэтому, думаю, нет никаких сомнений, что очень нежелательно встречаться и контактировать с этим растением.
— Выпустили джинна из бутылки, как теперь обратно загнать? Как изничтожить агрессивного пришельца?
— В принципе, в этом нет больших сложностей. Борщевик — двулетнее
растение. В первый год из семени растет корень и побеги. На второй год мощный корень выбрасывает сложный зонтик, на котором вызревают десятки тысяч семян и уносятся ветром, животными, птицами к местам своего нового места жительства. Корень отмирает и материнское растение прекращает свой жизненный цикл. То есть за два года можно уничтожить существующие конкретные заросли, просто скашивая растения в начале июня. Ну, и потом лучше повторить, чтобы и новые побеги были угнетены и не способствовали развитию мощного корня. Одновременно с этим мы выкашиваем и не даем созреть семенам растений второго года.
На следующий год корни постараются выпустить новые побеги и зонтик. Но тут их надо тоже вовремя скосить и не один раз за лето, и тогда на участке вырастут только семена, прилетевшие откуда-нибудь с ветром.
А чтобы они не прилетели откуда-нибудь с ветром, борщевик надо косить повсеместно, на всех территориях. И в этом заключается основная трудность. В организационной части. Бороться с борщевиком надо всем вместе: сельским, городским, районной администрациям, сельхозпроизводителям, дорожным службам, жителям в своих селах и приусадебных хозяйствах.
Причем надо бороться всеми возможными способами. А это не только скашивание. Есть эффективный, правда, дорогой способ, — гербициды. На 1 кв.м. стоимость гербицида составляет 30 рублей. Вот и посчитайте, сколько нужно денег, чтобы обработать, например, 20 гектаров борщевика, примерно так мы оцениваем поражение этим растением территории Андреевского сельского поселения.
Надо не забывать, что борщевик, несмотря на свою крайне подмоченную репутацию, остается очень питательным кормом для животных. Прекрасно поедают его молодые побеги коровы, овцы. Поэтому, если выпасать скот весной на участках, где растет борщевик, то все побеги будут прекрасно скошены без участия человека, а коровы и овцы получат хороший привес и удой. Но опять-таки это касается только молодых побегов борщевика. Если корова, например,
съест значительное количество его, то молоко будет горчить. Поэтому только в самом начале вегетации.
— То есть три способа: механический — скосить, химический — гербицидами и органический — с помощью животных.
— Да, и самое главное — одновременно во всем районе, чтобы не так, например, что в Андреевском косят, а в соседнем — нет. Ведь он потом снова появится в Андреевском, потому что семена принесет из соседней деревни. В селах и деревнях надо уничтожить борщевик в каждом подворье, на каждом пустыре.
— Для вашего поселения эта проблема особенно актуальна. Где у вас растет борщевик и какие меры вы уже прилагаете?
— Много его в Андреевском, вдоль дороги он распространяется в сторону деревни Легково, появился каким-то необыкновенным образом уже в Годунове! Из Поречья на днях звонит староста — надо воду проверить: у детей на руках и у коров на вымени — пятна выступили. Приехали, посмотрели, узнали где дети гуляют, и оказалось, что не в воде дело, а в ожогах борщевиком. Поэтому мы уже начали в детских садах, в школах на уроках ОБЖ рассказывать детям об этой опасности. Сделали листовки и будем развешивать их в населенных пунктах. Надо, чтобы люди знали и принимали меры защиты и боролись с борщевиком.
Мы проводим субботники, косим трактором, но потом еще проверяем не осталось ли чего, и вырубаем лопатами. Вот тогда мне просто и брызнул сок из-под лопаты на руки, я даже не касался растения.
Казалось бы, проблема борщевика мало касается жителей городов. Но в Александрове, например, она встает в полный рост уже не первый год. Мы рассказывали, как с переменным успехом орются с зарослями этого сорняка на ул. Военная музей Марины и Анастасии Цветаевых и районная администрация. Но, видимо, не хватает системных усилий, знаний и последовательности. Он разрастается в болоте и по склонам оврага у школы № 4 и ул. Калининская. Не стоит ждать, все-таки, пока дело примет характер нашествия и потребует значительных человеческих и финансовых ресурсов. Все же лучше оценить опасность сейчас, когда она только начинает проявляться, и не ждать несчастных случаев, отравлений, массовых поражений. Ведь, сами понимаете, первыми жертвами станут дети, везде бегающие в летнее время без особого присмотра.
Ольга Рыженкова,
фото автора и Олега Федулова.