Наш Александров
Весь город на одном сайте
Vk Odnoklassniki Facebook youtube
Сегодня
23 Января
Афиша
+7 (919) 019-36-53
glavred@nash-aleksandrov.ru

Владимирский тяжеловоз может исчезнуть как вид

Визитная карточка Владимирской области и одна из самых мощных и красивых пород лошадей. Владимирский тяжеловоз может исчезнуть как вид. Сохранить уникальную породу пытаются некоторые животноводческие хозяйства. Об истории тяжеловоза и его настоящем - в репортаже Дмитрия Горкина. Недюжинная сила и былинная красота. Представителей Владимирского тяжеловоза легко узнать по пяти отметинам. Это так называемая проточина на морде и четыре белых носочка. Крупные размеры - почти под два метра в холке, сильные мускулистые ноги и роскошная грива. Несмотря на внушительные габариты - у этой породы очень дружелюбный характер. Именно с неё всегда рисовали богатырских коней. Сейчас судьба породы под вопросом - она признана малочисленной. А хозяйства, которые пытаются её сохранить - можно пересчитать по пальцам. Одно из них - в Гаврилов-Посаде Ивановской области - родине Владимирского тяжеловоза. Екатерина Кондратьева, руководитель животноводческого комплекса "Родина": "К нам лошади пришли в 2013 году. Поголовье у нас сейчас - 100 голов. 40 конематок и 4 основных жеребца-производителя. Подбор нам ведёт институт коневодства, который находится в Рязани. Под каждую лошадь закреплён свой жеребец. И мы в настоящее время продаём только жеребчиков, а маленьких кобылок оставляем себе для "ремонта" - для увеличения поголовья." На протяжении 60 лет в стенах Гаврилов-Посадского конного завода пытались вывести уникальных лошадей, способных поднять сельское хозяйство и улучшить беспородных. И в 1946 году это удалось - официально была зарегистрирована новая порода - Владимирский тяжеловоз. У тяжеловоза - особая история, заслуживающая внимания. Сергей Рыбаков, председатель правления Ассоциации развития исторических поселений "Русская провинция": "Все нынешние тяжеловозные породы ведут свой род от рыцарской лошади, которая называется дистриэ. Это середина средних веков 14-15 века. Лошадь, которая могла нести тяжеловооруженного всадника. Мы помним, что рыцарский доспех весил от 20 до 50 килограммов. И примерно столько же было доспехов на лошади." Борис Волченков, старший научный сотрудник краеведческого музея г. Гаврилов-Посад: "Клейдесдаль, Першероны, Шайры - вот эти породы скрещивались с местными кобылами, как в литературе часто пишут - беспородными, с чем я категорически не согласен. Так как столько лет здесь был завод, такой отбор был, крестьяне занимались правильной селекцией. Конечно местная порода была, но нужно ей было придать нарядность, более мощной её сделать." А это ещё одно хозяйство, где стараются сохранить Владимирского тяжеловоза. "Монастырское подворье" - в селе Косинское Юрьев-Польского района. Конезавод создали на базе колхоза в начале 60-х годов. Местные лошади более широкие и сбитые, чем Гаврилово-Посадские. Считается что такая коренастость делает их ещё более надёжными и спокойными. Ольга Евсеева, управляющая племенным конным заводом "Монастырское подворье": "На заводе ведётся целенаправленная селекционно-племенная работа с различными линиями и семействами. Причём несмотря на её малочисленность, Владимирская порода - она признана малочисленной, исчезающей породой. Так как маток очень незначительно осталось Поэтому приходится держать жеребцов всех линий. Это 7 линий, 7 маточных семейств и благодаря этому порода жива". Сегодня на подворье - более 50 маток и около 10 жеребцов-производителей, остальные - молодняк разных возрастов. В последние годы поголовье, хотя и ненамного, удалось увеличить. Правда, спрос на таких коней всё ниже. Необходимость в живой тягловой силе отпала, на смену пришли машины и разведение в больших количествах стало ненужным. По мнению Сергея Рыбакова, председателя правления Ассоциации "Русская провинция", допустить исчезновения этой породы нельзя. Сергей Рыбаков, председатель правления Ассоциации развития исторических поселений "Русская провинция": "У этих лошадей вряд ли наступит расцвет, связанный с экономикой их применения, но сохранить мы их обязаны и определённо перспективы для этого открывает туризм. Так как лошади очень красивые. Имеют прекрасный экстерьер и туристы ими интересуются не для перевозки колясок или карет, а как предмет любования, предмет эстетического удовольствия". Владимирского тяжеловоза можно смело назвать национальной гордостью. Кстати, в странах Европы подобные породы давно признаны национальными символами. Там существуют специальные госпрограммы для их сохранения. И чтобы окончательно не утратить этот уникальный вид, возможно стоит перенять их опыт.

Комментарии
Комментариев пока нет