Наш Александров
Весь город на одном сайте
Vk Odnoklassniki Facebook youtube
Сегодня
24 Апреля
Афиша
+7 (919) 019-36-53
glavred@nash-aleksandrov.ru

Усадьба Бутурлиных-Зубовых в Крутце под Александровом.

Бутурлин, Иван Иванович (1661 - 1738), с молодых лет был близким лицом к Петру I, занимая при царе должности спальника и стольника и будучи помощником в борьбе его с Софьей. По сформировании Лейб-Гвардии Преображенского полка Бутурлин был назначен премьер-майором и в этой должности участвовал в Азовских походах и в сражении

под Нарвой, где взят в плен и выменен лишь в 1710 г. на генерала Мейерфельда. Затем до конца Северной войны Бутурлин провел все время в военных действиях на суше и море, отрываясь лишь для розысков по делу царевича Алексея, смертный приговор которого он подписал в числе других, а также состоя членом кригс-рехта над Меншиковым, Апраксиными Долгоруковым. По кончине Петра I Бутурлин не сразу стал на сторону Екатерины I и перешел лишь по убеждению Меншикова, в заговоре против которого принял впоследствии участие. По вступлении на престол Петра II Меншиков отомстил Бутурлину: он был лишен чинов, орденов и всех поместий, кроме родового села Крутцы во Владимирской губернии, где и скончался в ссылке.

Бутурлины - дворяне и графы. Предком Бутурлиных считается Радша, прибывший из Германии в Новгород в конце XII в. Правнук его, Гавриил Олексич, прославился в Невской битве (1240) и состоял боярином при великом князе Александре Невском, а сын последнего, Акинфий Гаврилович, - известный полководец, московский боярин, перешедший потом на службу к тверскому великому князю и убитый в сражении под Переяславлем. От его внука, Ивана Андреевича, по прозвищу Бутурля, имевшего двоих сыновей - Ивана и Юрия, и пошли Бутурлины. Внук первого из них, Дмитрий Григорьевич Кривой, был воеводою в разных походах при великом князе Василии Ивановиче, а два других внука, Федор и Иван Никитичи, состояли боярами; третий же, Андрей Никитич, имевший 6 сыновей, из которых двое умерли в 1570-х годах в звании окольничих, а третий - боярина, был окольничим. Из внуков его особенно известен Иван Михайлович (см.). Самый младший его сын, Василий Иванович, новгородский воевода (1611), известный деятель во время междуцарствия и сподвижник князя Д. М. Пожарского.

Правнук Дмитрия Гавриловича Кривого, Василий Никитич, взятый в плен шведами в 1614 г., вступил в шведскую службу, приобрел чин полковника и, по повелению королевы Христины, внесен в шведскую дворянскую книгу, под именем Wasilius Butterli№. Никон Федорович Бутурлин, защитник Симонова монастыря от поляков, принял схиму под именем Исайи и скончался в Симоновом монастыре в 1634 г. Два сына Василия Васильевича Бутурлина (см.), Иван и Борис Васильевичи, были боярами. Иван Иванович Бутурлин, см. Сын гвардии капитана, убитого в сражении под Лесным, Бориса Ивановича, Александр Борисович (см.) был возведен императрицею Елизаветою Петровною, 17 февраля 1760 г., в графское Российской Империи достоинство. Сын его, Петр Александрович (1734-89), дослужился до чина тайного советника, а внук - Дмитрий Петрович (1763-1829), см.. Потомство графов Бутурлиных записано в V часть родословной книги Киевской и Московской губерний. Дети внука Дмитрия Петровича, графа Дмитрия Петровича, приняли католичество. Внук вышеупомянутого боярина Василия Васильевича, Петр Иванович (умер в 1723 г.) был боярин и при Петре I "князь-папа", шутовская вторая свадьба которого с Анною Еремеевной Зотовой, урожденной Пашковой, состоялась в 1721 г. и подробно записана у Бергольца. Потомки боярина XVII в, Ивана Сампсоновича, братья Михаил Петрович (1786-1860), генерал-лейтенант, нижегородский губернатор; Дмитрий Петрович (1802-63), генерал-майор, ярославский губернатор и сенатор; Петр Петрович (1800-76), действительный тайный советник; Николай Николаевич (1838-94), генерал-лейтенант. Род дворян Бутурлиных записан в VI часть родословной книги губерний: Владимирской, Нижегородской, Ярославской, Минской и Московской.

Владельцев усадьбы Бутурлиных сменили сначала Потуловы, а затем основатели александровской текстильной промышленности - Зубовы.

Зубовы - одна из самых громких фамилий в городе Александров, им принадлежала крупная мануфактура, несколько домов, живописнейшая усадьба Крутец, которой в XVIII веке владел сподвижник Петра I И. И. Бутурлин. Частой гостьей в его имении бывала во

времена своей слободской ссылки Елизавета Петровна. Павел Васильевич Зубов родился 13 марта 1862 года в г. Москве в семье фабрикантов. Род Зубовых на протяжении многих столетий связан с Александровским краем, где находилось их родовое имение. Летние месяцы семья проводила в селе Крутец близ г. Александрова, а зимой Зубовы жили в Москве, в собственном особняке на Большой Алексеевской улице Памятные места, связанные с именем П.В. Зубова в г. Александрове, - старые постройки комбината «Искож», усадьба военкомата (Военный пер., д. 1), дом № 71 по ул. Первомайской (Лавровских), здание церкви Боголюбовской Богоматери (ул. Базарная, д. 2) и место некрополя вокруг нее (Красный пер.), П. В. Зубов был обладателем одной из самых больших в мире частных нумизматических коллекций. Переданная им в Государственный исторический музей, она составляет предмет гордости его сотрудников.

В Крутце у Зубовых было два дома — старый, построенный Бутурлиным, и новый. В комнатах старого дома было очень таинственно. Здесь находились шкафы со старинными книгами и большой бюст Петра I. Дом был построен на месте древнего монастыря, разрушенного до основания поляками в начале XVII столетия.

Интересный факт. В окрестностях усадьбы Ивана Ивановича Бутурлина, сподвижника Петра Великого, у которого часто гостила Елизавета, общественность хотела поставить памятник затравленному зайцу. Первые попытки поставить памятник относятся еще к концу девятнадцатого века. Либерально настроенная интеллигенция из земских и общество краеведов-любителей собрали по подписке деньги и уж, было, начали подготовлять площадку для заячьего постамента, как сверху пришел указ - немедля

прекратить. Не то, мол, сейчас время, чтобы воздвигать этакие провокационные памятники. Ссылки на память покойной императрицы, на любовь к истории отечества не помогли. С членами комитета по устройству памятника строго поговорили, где надо, и отпустили дрожать по домам. Конфисковали портрет Елизаветы Петровны с зайцем на руках и отдельное чучело местного русака. Чтобы не пропадать добру, арестовали и кассу. Касса почему-то оказалась пустой - то ли все истратили на собрания комитета, то ли на портрет, то ли на чучело... В советское время о памятнике никто из зайцев уж и не заикался. Впрочем, жившие в Александрове, к тому времени столице сто первого километра, диссиденты иногда рисовали по ночам на стенах домов зайцев, да при встрече друг с другом поднимали приветственно указательный и средний пальцы в виде латинской буквы V, что означало у них заячьи уши. И только теперь, когда свобода, нас встретив радостно у входа, норовит вытолкать к выходу... все равно боязно.

Интересна история К.А. Зубовой, для которой благотворительность была не только добровольным общественным долгом, но и призванием и состоянием души. Так относилась к своим общественным обязанностям Клавдия Алексеевна Зубова, урожденная Полежаева, москвичка, ставшая потомственной почетной гражданкой города Александрова. По воспоминаниям внука Клавдии Алексеевны Зубовой, Василия Павловича, Зубовы выделили 1500руб. на новую церковно-приходскую школу в селе Крутец. Это было в 1903-1904 годах. А 1-го сентября (по старому стилю) 1906 года Клавдия Алексеевна скончалась. Это произошло внезапно. Она пошла в парк на кручу, проводить взглядом отъехавших родных и здесь под старой сосной со словами: "Я теряю сознание", она скончалась. В сосну в память об умершей был вделан крест. Похоронили Клавдию Алексеевну в Полежаевском склепе на кладбище Андроникова монастыря в Москве.

14 января 1929 года в доме священника Василия Арсентьевича Смирнова, в селе Крутец, Александровского уезда, Владимирской области, скончался Сергей Александрович Нилус, здесь он и было похоронен. Могила его отмечена высоким крестом, воздвигнутым почитателями. Нилус был одним из немногих литераторов, дававших литературное

выражение и оформление народной религиозности. Нилус существенно модифицировал традиционные жанры духовной прозы (рассказ о паломничестве, житие и др.), используя лирические интонации, сочетая дневниковые и мемуарные фрагменты с назидательной притчей, цитаты из газет и бытовые зарисовки — с преданиями и легендами. Построенные в форме доверительных беседы с читателем, его книги сочетают обыденную стилистику с архаизмами, что позволяет автору вывести повествование за пределы повседневности, пронизать его светом вечности, «божественного». Труди Нилуса обращены к национально-консервативной интеллигенции, духовенству и монашеству.

Комментарии
Комментариев пока нет