Наш Александров
Весь город на одном сайте
Vk Odnoklassniki Facebook youtube
Сегодня
19 Апреля
Афиша
+7 (919) 019-36-53
glavred@nash-aleksandrov.ru

Река, как и женщина, требует ласки

В конце 2015 года на реке Серая начались работы по ее реабилитации, которые подразумевают широкомасштабные работы по расчистке русла в черте города на федеральные миллионы. Исчезновение победителей конкурса и сворачивание работ дало повод горожанам говорить о том, что все опять, как всегда, деньги попилили и скрылись. Но вот в разгар лета, напротив кремлевских стен, появился плавучий земснаряд, а на противоположном берегу экскаватор начал рытье гигантской траншеи — так называемой карты намыва.

Работами по реабилитации реки занимается НПП «ЭкоГидроТехнологии» из Санкт-Петербурга, специализирующееся на комплексной очистке водоемов. Попытка связаться с руководителем московского регионального представительства Андреем Беловым и поговорить о выполняемых работах на месте не увенчалась успехом. Созвонившись по телефону, мы договорились встретиться на берегу возле земснаряда и никак не могли взять в толк, почему никто из нас друг друга не видит. В конечном итоге оказалось, что руководитель отделения находился в этот момент в городе Мосальске Калужской области, где НПП «ЭкоГидроТехнологии» параллельно ведет аналогичные работы по расчистке реки. Тогда было решено обратиться к непосредственным участникам работ — экипажу земснаряда"Watermaster Classic 245«.
Этот земснаряд был привезен из Санкт-Петербурга на трале и, по сути, является амфибией — может и по берегу ходить, и на воде работать. С его помощью в этом году за три месяца будет расчищен первый участок водного русла от пешеходного моста в районе Садовни до Банного моста. В следующем году — участок ниже по течению. По словам старшего на земснаряде Мусы Махаева, такой объем работы — невелик. У НПП «ЭкоГидроТехнологии», работающего по всей стране были объекты, на которых это предприятие точечно работало два-три года.

Система очистки проста. Рядом с берегом создана карта намыва, представляющая из себя прямоугольную траншею глубиной 3,5 метра (полтора метра выкопано экскаватором, а из вынутой земли созданы двухметровые бортики). На земснаряд оператором наращены трубы (плети), через которые в карту будут закачиваться придонные отложения и водоросли. Песок, грязь, камни, трава будут оставаться в карте, а вода будет вытекать обратно в реку через специальный колодец — шандор. По мере заполнения карты илом будет увеличиваться напор воды, которая будет выходить по трубам. При забивке труб, их поднимают, разъединяют и промывают. Все отложения потом вывезут на полигон ТБО. Хотя теоретически активный ил можно использовать в качестве удобрения, а камни — для ремонта дорог.

На вопрос о том, знают ли в этой организации о легенде, согласно которой Иван Грозный утопил в речке Серая сани-пошевни со своей несостоявшейся женой Марией Долгорукой, Муса Махаев сказал, что, конечно, слышали. Но в возможности ее найти, даже если легенда окажется правдой, есть сильные сомнения. Потому как, по его мнению, сани, скорее всего, были сделаны из дерева, и уцелеть во время долгого нахождения в воде им вряд ли бы удалось. Да и установленная на земснаряде съемная фреза весом в 980 килограммов, разнесет ее в щепки.

Слышал он и о якобы спрятанных в воде золоте и драгоценностях. Но чтобы их обнаружить, нужно сделать намывочные сетки и постоянно отслеживать поступающую массу в карту намыва. Но обнаружить в грязи и песке что-то — дело очень непростое.

Зато нашли что-то не очень приятное — почти при первом же подъеме ковша из воды на поверхности появилась мазутная пленка, которую пришлось убирать. Конечно, выполняющим расчистку реки хотелось бы знать, где был старый пешеходный мост, где могут быть утопленными какие-нибудь машины или механизмы. Но сведений у заказчиков на этот счет нет. Поэтому приходится работать вслепую, на ощупь, ориентируясь лишь на характер водной растительности, по которой опытные мастера могут определить, где в реке песчаные отмели, а где каменные навалы.

Не могли мы не спросить про эффективность такой работы. Муса Махаев: «Любой водоем — живой, и, как любая женщина, требует ласки. Любой водоем требует приложения рук и взгляда хозяина. Любая речка должна вовремя очищаться, должна вовремя профилактика делаться. Если есть хозяин — и дно будет чистое у реки, и рыба в ней будет водиться. Там у вас, где-то выше по течению, бобры живут, они речку перегородили, поставили плотину, значит, вода сюда меньше идет, и рыбы здесь меньше. Все взаимосвязано. Все это звенья одной цепи. Мы пришли сюда почистить и облагородить речку. Там, выше по течению, за мостиком лежат упавшие деревья. Какая сюда вода пойдет? Да никакая. Чистить надо каждые пять лет, а не раз в двадцать. У вас сейчас хороший руководитель появился в районе, достойный человек. Если он решил облагородить речку-красавицу, ему память будет на века, как о хорошем царе».

Эдуард Егоров,
фото автора.

Комментарии
Комментариев пока нет