Наш Александров
Весь город на одном сайте
Vk Odnoklassniki Facebook youtube
Сегодня
19 Апреля
Афиша
+7 (919) 019-36-53
glavred@nash-aleksandrov.ru

Петр Юрель создал удивительную историческую диораму

Более двух лет на площадях ООО «Стэлла» идет работа над масштабным историческим полотном – диорамой «Битва близь надолбы в Александровой Слободе 28 октября 1609 года». Автор идеи и руководитель работ –Пётр Феликсович Юрель. Сейчас живописная часть работы завершена, и можно рассказать, что получилось.

Диорама сделана на Президентский грант в размере 1 миллион 73 тысячи рублей, который удалось получить два года назад. Первая часть полотна была готова через год, на ней 1,5 тысячи фигур. Сейчас готово всё полотно площадью 108 квадратных метров, диаметр 12 метров. Над обрамлением полотна и предметным планом еще предстоит работа. Полотно поднимется на метр выше, чтобы был переход к предметному плану. Но делать это надо на постоянном месте расположения диорамы, которое пока не определено.

Пётр Феликсович провел для нас полуторачасовую экскурсию с погружением в историю XVII века. Сначала мы видим баннер «Забытая история», на котором исторические выписки о походе выдающегося полководца Михаила Скопина-Шуйского, справки о каждом сражении с польско-литовскими захватчиками. П.Ф.Юрель приехал в Александров в 2000 году, глубоко погрузился в историю города, читал труды краеведов. Особенно его заинтересовал период Смутного времени.

Многие сомневаются в историчности события: была ли битва? Хорошие историки не сомневаются, о Скопине-Шуйском написано много. Евгений Усанов потратил много сил, чтобы организовать фестиваль на Каринском поле, это здорово, это замечательно. Теперь надо двигаться дальше, потому что тема гораздо глубже и шире. Главная битва произошла не на Каринском поле, а в самом городе. Почему об этом не рассказывают, не показывают? Я откопал этот исторический факт и сделал на нем интересную работу. Это фантазия, основанная на большом объеме прочитанного исторического материала.

Что мы видим на полотне? Вражья конница мчится к Стрелецкому мосту. Там она попадает в узкую котловину. Да еще наставлены колья и надолбы. А на той стороне реки Серой стоят засады. На всех высотах – русские войска, которые сверху расстреливают эту конную массу. Кто там был? Польские латники, немецкие наемники, казаки Заруцкого, литовский отряд, польские гусары, казаки Лисовского; татарский отряд, который перешел на сторону Скопина-Шуйского… Если озвучить эту картину, добавить свет, то эффект будет гораздо сильнее. Мы окажемся в самой гуще битвы.

Источник: Goaleks.ru

Над полотном работала группа «Гравюрель» в составе: Ирина Бабанова, Анна Кривоносова, Дарья Кромаренко, Наталья Кузьмина, Екатерина Мелкозёрова. Руководитель: Пётр Юрель. Художники, специализирующиеся на исторической живописи, в проекте участвовать отказались.

Пётр Юрель:

Заходил один художник, сказал – примитивизма много, но дело сделано! А это действительно дело. Это надо было осмелиться. Я сам не понимаю, как это можно было нарисовать. Вокруг проекта можно объединить реконструкторов, ремесленников, привозить туристов… Такой объект – если он будет поддержан – принесет городу значительные суммы. Нужны деньги на продолжение работы. Но пока не предоставят место, я на второй грант подать проект не могу. Площадка у «Ратибора» была самой подходящей, но хозяева моё предложение отвергли. Теперь там рассаду выращивают. А могла быть историко-этнографическая площадка «Стрелецкая слобода». «Стольный град Ивана Грозного» – хороший бренд, но этого мало, если мы хотим развивать туризм.

Анна Титова, заведующая выставочно-экспозиционным отделом Александровского художественно-краеведческого музея:

Странно, что он не опирается на работу Ярослава Леонтьева, на сегодняшний день крупнейшего специалиста по Скопину-Шуйскому. Начиная с 2002 года, Ярослав Викторович является научным руководителем действующей в четырёх регионах ЦФО межрегиональной программы «Под княжеским стягом». Александров – инициатор этой программы, поход Скопина-Шуйского исследуется строго научно. Здесь нет ссылок на исторические документы, а если их нет, возможны любые домыслы. С художественной точки зрения это очень эклектично. Фигуры мелкие. Если полотно поднимется на метр, будет еще мельче. Это не для групп туристов. Близко человек не сможет подойти, потому что будет предметный план. Это несмотрибельно, а диорама должна быть смотрибельной. Интересно, как удалось получить Президентский грант, потому что художники с куда более историчными работами получить его не могут.

Несмотря на разброс мнений, на диораме уже проходят презентационные показы. В частности, там побывали гости, приехавшие на открытие памятника Ивану Грозному.

Комментарии
Комментариев пока нет