От наших партнеров: "Местное самоуправление - школа политиков и управленцев"
Президент нашей страны В.В. Путин в своей статье «Демократия и качество государства» охарактеризовал местное самоуправление как «профессионально-политическое училище», которое формирует ключевые компетенции начинающего политика: способность договариваться с разными социальными и профессиональными группами, понятно доносить свои идеи до людей, защищать права и интересы своих избирателей. Президент также высказал убеждение, что «профессиональную закалку» политики и государственные администраторы должны получать именно в системе местного самоуправления.
Возникает вопрос: где именно в системе местного самоуправления молодёжи пробовать свои силы «с нуля»?
На местном уровне, доступном каждому, есть две практически открытые, незанятые сферы – территориальное общественное самоуправление и совет многоквартирного дома, руководителями которых я был, возглавив ТОС «Центр-11» в подмосковной Балашихе в 20 лет и руководя им на протяжении 9 лет.
ТОС – это самоорганизация граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, который может быть образован в подъезде многоквартирного жилого дома иди доме в целом, их группе, жилом микрорайоне, сельском населённом пункте, не являющийся поселением, других территориях проживания граждан.
Отличия ТОС от того же совета дома, которые могут одновременно функционировать в одном и том же здании, заключаются в том, что ТОС – это институт местного самоуправления, в работе которого могут принимать участие граждане вне зависимости от наличия собственности на недвижимость в доме. Голосовать же и быть избранными в совет многоквартирного дома могут лишь собственники помещений в нём.
Данные институты регулируются и разными законами: Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статья 27) и Жилищным кодексом РФ (ст. 161.1) соответственно.
У читателей может возникнуть вопрос: зачем пробовать себя в незнакомой и малопонятной сфере?
Да, хороший вариант избраться муниципальным депутатом, но для этого нужен мало-мальский опыт и ресурсы. Сложно прыгнуть сразу с первой на десятую ступеньку. Пробовать же себя в указанной мной областях можно «с нуля».
Работа в муниципалитете, безусловно позволяет сформировать навыки и получить необходимую компетенцию. Однако на руководящую должность, которая очень быстро даёт опыт организационный и управленческой работы, обеспечивая быстрый старт при хороших результатах для продвижения ещё выше, сразу никто не назначит. Да и не все сферы работы в местной администрации связаны со взаимодействием с людьми, публичными выступлениями, организацией граждан – сферами, знания в которых необходимы любому общественному деятелю, профессиональному управленцу и политику. Кроме того, работать в органах местного самоуправления параллельно с очным обучением в ВУЗе вряд ли возможно, тогда как руководить ТОСом вполне реально. Важно, что при этом даже не обязательно профессионально и напрямую связывать свою деятельность – ТОСом или советом дома можно заниматься в свободное от учёбы или работы время, одновременно проявляя свою гражданскую позицию по решению проблем своей «малой Родины» — места, где ты живёшь.
Очень много полезного можно сделать в рамках молодёжных спортивных и патриотических организаций. Но у них есть один большой минус – там ты находишься
среди себе подобных по духу и возрасту людей. Ты видишь только одну или несколько сфер – спорт, вопросы молодёжи и т.д. ТОС и совет дома основаны на территориальном принципе, где проживают люди разных возрастов и убеждений, имеется весь спектр проблем и задач, а также форм и путей их решения, в том числе и в плане взаимодействия с органами власти всех уровней.
Можно, конечно, образовать обычную общественную организацию. Но как одна среди множества подобных, на начальном этапе она не даёт статуса и опыта. ТОС и совет МКД, которым целенаправленно посвящены отдельные статьи законов с заложенным алгоритмом работы, предоставляет такую возможность. К примеру, ТОС наделён правом внесения в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов. То есть вы в 18 лет, будучи студентом второго или первого курса ВУЗа, можете на законных основаниях разработать и внести на рассмотрение местного совета депутатов проект муниципального правового акта, например, поправок в бюджет города по направлению «работа с молодёжью» и т.д., который он будет обязан рассмотреть. Отмечу, что данного права на муниципальном уровне нет больше ни у одной общественной организации. И в отличие от молодёжных объединений ты сразу входишь в полноценную «взрослую» сферу», получая доступ, особенно в качестве главы ТОС на руководство муниципального образования и выше. За тобой – люди, проживающие на территории, полностью или частично входящей в избирательный округ депутатов. При этом очень важно соблюдать определённый баланс по принципу: критикуя-предлагай.
Президент не зря называет местное самоуправление «училищем» для политиков и управленцев. Мы учимся всю жизнь. Нет такого человека, который не делал бы ошибок, но некоторые из них лучше делать в начальной школе. Порой смотришь на высокопоставленных государственных мужей, не понимающих базовых вещей или застрявших в глубокой теории, оторванной от реальной жизни. Тут ты в полной мере понимаешь всю важность своего опыта работы на местах, у земли, который невозможно получить в университетах. Здесь учишься навыкам командной работы, общению с людьми, порой недружелюбно к тебе настроенным, планированию времени, навыкам дипломатии, взаимодействию со СМИ, продвижению и отстаиванию своих интересов, основам права и делопроизводства и многому другому, имея в итоге возможность полноценно реализовать свои идеи и начинания. Ты понимаешь на примере мельчайших обстоятельств истоки глобальных процессов, суть проблем, а не их всходы. «Если нет Бога, то все позволено» — эту мысль Достоевского я прочувствовал на практике за это время много раз.
Мой старт начался в молодёжном совете города. Так как его структура повторяла совет депутатов, там был в том числе комитет по ЖКХ, куда, как в незнакомую и непонятную сферу никто не хотел идти. Зато в комитеты по спорту и образованию желающих было хоть отбавляй. Я запомнил на всю жизнь слова одного из наших депутатов – кураторов о том, что выигрывает тот, кто не боится идти в некомфортные условия, беря на себя ответственность. В итоге я возглавил этот комитет, хотя не имел ни малейшего представления об этой сфере. Зато спустя несколько лет спустя на основе полученного опыта я уже читал лекции в областном учебном центре, имея почётные грамоты от регионального министерства ЖКХ и областной думы.
Самостоятельная творческая работа в качестве руководителя, где ты сам определяешь вектор развития, развивает ум, учит гибкости, учит находить нестандартные пути и решения, порой идти не так, как все. Поэтому один из моих коллег сделал в глазах многих нелогичный шаг: поехал жить и работать не в Москву, а на север. В Москве он мог бы рассчитывать разве что на рядовую должность в государственной или коммерческой структуре с неясными карьерными перспективами, отдавая значительную часть заработной платы на наем жилья, каждое утро и вечер соприкасаясь со столичными пробками и с переполненным метро. На новом месте он уже руководитель муниципального учреждения, с перспективой открытия собственного дела, вложения в которое на первичном этапе несоизмеримо меньшие, чем в Москве. Кроме того, позитивные результаты работы вне крупных городов гораздо заметнее, что добавляет ему шансов быть замеченным и по достоинству оценённым региональной и федеральной властью.
В политике, да и в жизни в целом нет и не может быть универсальных рецептов, алгоритмов, поэтому все написанное выше – лишь один из путей развития. Например, если не получается по каким-то причинам с ТОСом или советом МКД, есть ещё одна, более простая форма самоорганизации граждан – орган общественной самодеятельности, который, как и общественную организацию, учредить намного легче. ООС в соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об общественных объединениях» является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учёбы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ ООС по месту его создания.
Важно понимать, что даже создав ТОС или с десяток общественных организаций, числясь во всевозможных советах и т. д., но не делая реальных, больших и малых дел, успеха не достичь. Через два года после начала руководства ТОС, в 23 года я стал по результатам областного конкурса лучшим руководителем ТОС в Московской области. Почему? Потому что осуществлял не только то, чем занимались коллеги по цеху, а делал новое, например, разработал проекты двух муниципальных правовых актов, провёл собрания граждан в большинстве домов по избранию управдомов (во многих – впервые с советского времени), начал делать публикации, в том числе в федеральных изданиях, поощрять и мотивировать активных жителей. По образованию я являюсь юристом и научился писать сам, методом проб и ошибок, постепенно набивая руку. Зато результат — материалы в федеральных изданиях, членство в Союзе журналистов России, Почётная грамота Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, первые места на всероссийских конкурсах.
В.В. Путин в своей программной статье также абсолютно верно отметил следующее: «Настоящая демократия не создаётся одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить своё внимание, своё время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в неё что-то вкладывать».
Мне кажется, что не стоит неимоверными усилиями что-то сделать там, где другие стоят в стороне, порой одновременно желая решить проблемы твоими усилиями. Наша цель – показывать обществу плоды бездействия, давать толчок, направляя энергию сограждан в конструктивное русло, пытаться изменить положение дел, но ни в коем случае не делать за людей то, что они могут, но не делают из-за своей пассивности. Например, не моя вина, что жители, которым всё объяснили, в некоторых домах в своё время пошли по пути анархии – за них самих обходить дом и собирать подписи по избранию его совета никто не будет. Но вот помочь оформить документы, распечатать, проконсультировать – пожалуйста. Поэтому надо трезво оценивать обстановку и не расстраиваться, если объективные обстоятельства пока оказались сильнее нас. Но вот менять общественное сознание личным примером – в наших силах. «Делай, что должно, а там будь что будет» — над этими словами задумывались и следовали им как древние римляне, так и средневековые рыцари.
Завершая статью, хочу сказать, что определённое искусство – это видеть скрытые возможности там, где другие видят минусы. Например, от ТОС и совета дома на первом этапе почти гарантированно не получится получить денег как на обычной работе. Но тут есть и плюсы – вы не несёте ответственности в плане финансовых и других рисков, у вас нет головной боли из-за налоговой отчётности и т.д. (большинство ТОС может функционировать без образования юридического лица, совет дома этого не предполагает вовсе). Но знания и опыт, возможности коммуникации, понимания механики общества и государственного управления поистине бесценны.
Если данную статью читают представители профильных органов власти, отвечу, что «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», предусмотрено (абз. 4, 5 п. «г» ст. 7), что для создания условий по реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрения технологии «социального лифта» необходимо осуществление работы по развитию профориентационной работы среди молодёжи и построение эффективной траектории профессионального развития, а также создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности. Так что опыт, идеи и наработки, отображённые в данной статье, могут реализовываться в соответствии с данным правительственным документом. Также данный материал – готовый мотивационный шаблон для представителей местного самоуправления и коммунального комплекса для привлечения «свежей крови» в свои ряды.