+7 (919) 019-36-53
glavred@nash-aleksandrov.ru

О проектах памятника царю Ивану IV в городе Александрове.

Поделиться:
Опубликовано: 12 Июля


Обсуждение установления памятников первому российскому царю Ивану IV Васильевичу, более известному под позднейшим прозванием Иван Грозный, вызывает интерес не только у специалистов историков, но и у широких кругов нашего общества. Причина этому - неоднозначная оценка его многолетнего (1533-1584 гг.) правления страной, в период которого происходило не только укрепление Русского централизованного государства и расширении его территории, но и много трагических событий, приведших в итоге к потрясениям Смутного времени - об этом писали в исторических сказаниях уже современники переломной эпохи конца XVI - начала XVII в.

Противоречивый образ Ивана Грозного неоднократно привлекал внимание известных художников и скульпторов, достаточно отметить работы классиков русской художественной культуры конца XIX - начала XX вв. И.Е Репина, В.М. Васнецова, Антакольского. Вместе с тем, собственно памятников этому царю в императорской России не ставили - нет его среди фигур великих русских деятелей на монументе 1000-летия России в Великом Новгороде. Поэтому надо особенно внимательно отнестись к постановке памятника Ивану IV в городе Александрове - месте, которое он превратил из загородной резиденции, созданной его отцом великим князем Василием III, в одну из столиц разделенного на две части государства - сначала в период опричнины (1565-1572 гг.), a затем в период так называемого «Двора» (1573-1584 гг., но царь навсегда покинул Александрову слободу в 1581 г. после неожиданной смерти наследника престола царевича Ивана Ивановича, к которой так или иначе был причастен).

Вероятно, отметить неким памятным произведением монументальной скульптуры пребывание Ивана Грозного в Александрове вполне возможно, но большинство из предложенных на конкурс проектов памятника имеют традиционный вид монументов некоего основателя города, особенно, проект № 5, где царь указывает перстом на свою опричную резиденцию. Мне кажется, это не совсем корректно. Его неординарная, метущаяся личность (в том числе, в прямом смысле - царь пытался сделать своей резиденции и другие города - Вологду, Старицу, Великий Новгород, a то и вовсе удалиться заграницу) требует нестандартного художественного решения.

Мне представляется, что в этом смысле наибольшего внимания заслуживает проект № 3, и, в первую очередь, тем, что царь не стоит на постаменте, a как бы приземлен, но не лишен своего величия и выразительного образа человека средневековья. Данный проект, вероятно, выигрывает среди других и своим художественным уровнем. Реализация именного этого проекта принесет городу одну из новых достопримечательностей, a не вызовет уже ожидаемую критику определенной части публики в возвеличивании «тирана» не самым лучшим в художественном отношении памятником.

 

Морозов Борис Николаевич
кандидат исторических наук, доцент,
старший научный сотрудник Института славяноведения РАН,
член Археографической комиссии РАН,
член правления “Историко-родословного общества в Москве”.